Дорис Хамфри
Работы Фокина в корне изменили ход развития драматических танцевальных постановок. Он экспериментировал с угловатыми движениями, напоминающими танцы архаичной Греции, в постановке «Дафнис и Хлоя» (1912). Также он развивал отдельные стили для различных персонажей (таких как судорожные «деревянные» движения марионетки Петрушки), а его пантомима была намного ближе к естественным жестам, чем ранее используемые символы и жесты. Этот натурализм начал характеризовать балет того времени: выразительные движения танца и простые, драматические жесты почти полностью заменили обычную пантомиму, и даже в возрождениях классических работ 19-го века традиционная пантомима обычно сводилась к минимуму так, чтобы зрители не испытывали затруднений по ее «расшифровке».
Мэри Уигмен
Основатели современного танца Айседора Дункан, Мэри Уигмен, Марта Грэм и Дорис Хамфри также выступали против отсутствия выражения в балете. Как и Фокин, они полагали, что большинство бальных танцев было простой декоративной акробатикой. Но в то время как Фокин продолжал использовать экзотические или архаичные темы для своих новых, натуралистических балетов, эти более поздние балетмейстеры полагали, что танец должен затрагивать темы большей уместности к современным реалиям и большей глубины. У видов движений, которыми современные балетмейстеры танца выражали эти темы, было мало обычных методов балета. Сторонясь пантомимы, особенно связываемой с балетом, а также традиционных движений балета, они стремились сделать сюжет более выразительным.
Марта Грэм
В течение 20-го века балет, как и современный танец, стал описывать более серьезные насущные проблемы. В работах, таких как «Сиреневый сад» Энтони Тюдора (1936), «Заключенные» Питера Даррелла (1957), «Клоуны Джеральда Арпино» (1968) и «Мой Брат» Кеннета Макмиллана (1978), балетмейстеры затрагивали различные темы: от эмоционального и психологического конфликта до войны и социальных вопросов.
Дорис Хамфри
В авангардистском танце 1970-х и 80-х начали ставить эксперименты, включая в него элементы не относящиеся к танцам. В некоторых случаях балетмейстеры сотрудничали с художниками, работающими в других формах, таких как музыка, драма и изобразительное искусство. У большинства этих экспериментальных работ было некоторое драматическое или концептуальное содержание, хотя они избежали обычных форм повествования и выражения. События редко представлялись в хронологическом порядке, а также зачастую использовалась символика и фантазия.