Театральный танец: балет
Балет был доминирующим жанром в западном театральном танце с момента его создания как самостоятельной формы в XVII веке, и его характерный стиль движений по-прежнему основывается на позах и шагах, разработанных в придворных танцах XVI и XVII веков. Возможно, самой основной особенностью стиля балета является положение ног, при котором они «выворачиваются» в тазобедренных суставах под углом 90 градусов, а также быстрые повороты.
Балет
Если попытаться охарактеризовать основную позу балерины одним словом, то это будет «открытая». Причиной является то, что голова балерины почти всегда приподнята, а руки вытянуты. Даже когда танцовщица исполняет быстрые или энергичные шаги, ее руки редко двигаются таким образом, чтобы эти движения не были плавными, спокойными и изящными, а также они часто удерживаются в положении, которое либо «обрамляет» лицо, либо образует гармоничную симметрию с положением ног. Туловище почти всегда держится прямо, за исключением контролируемых прогибов спины или легкого поворота плеч в сторону от рабочей ноги. Это позиционирование плеч, называемое épaulement, придает «объемности» и трехмерности позициям танцора.
Балет
Ноги балерины далеко не всегда становятся всей подошвой на пол, для балета присуща такая особенность, как танцы на кончиках пальцев ног с помощью специальной обуви — пуантов. Это придает танцу особой «воздушности» и изящества. Танцоры балета редко двигаются вблизи пола, и зачастую кажется, что они бросают вызов гравитации своими высокими прыжками и кажущимися невозможными движениями ног и поворотами в воздухе. При этом кажется, что такой танец происходит без усилий, почти не касаясь пола, и одно виртуозное движение перетекает в другое. Это также придает танцу его характерные качества «исполнения движений с достоинством и с идеально отточенной техникой», которые он унаследовал от ранних придворных балов, где все движения были предназначены, чтобы показать аристократический блеск танцоров.
Балет
Конечно, балет претерпел множество стилистических изменений. Романтический стиль, популярный с начала до середины XIX века, был намного мягче, и в нем было намного меньше виртуозных прыжков и поворотов, чем в классическом стиле конца XIX - начала XX веков. Русский балет, который часто считается парадигмой классической школы, сам по себе представляет собой смесь мягкой и декоративной французской школы, более хрупкого и виртуозного стиля итальянцев, а также энергичного атлетизма русских народных танцев.
Балет
Дизайн классического балета традиционно симметричен по формам, создаваемым телами танцоров, их расположением на сцене и даже по структуре всего танца. Например, если два основных танцора выполняютpas de deux (танец на двоих), другие танцоры на сцене остаются неподвижными, стоят симметрично от них и не мешают основной линии танца. Даже когда большие группы танцоров двигаются, они обычно расположены в линию или по кругу. Жан-Жорж Новер в XVIII веке и Михаил Фокин в первые десятилетия XX века утверждали, что такая формальная симметрия наносит ущерб драматическому натурализму балета. Собственная хореография Фокина поощряла использование менее жестко регламентированных «построений» танцоров, а в более поздних драматических работах Кеннета Макмиллана группы танцоров в массовых сценах и вовсе кажутся асимметричными.