Бирманские танцы
Мьянма (которая ранее называлась Бирма) является изолированной страной, и географически, и политически. Она отделена от своих соседей на западе, севере и на востоке горами, а на юге выходит к Индийскому океану. До конца 18-го века страна расширила свои политические связи, но после этого 19-й и 20-й века стали периодом преднамеренной изоляции. Особенно это стало заметным после введения режима военной хунты (с 1962 года). В результате такой обособленности сохранились некоторые архаические формы театра, поскольку Бирма была свободной от прямых внешних воздействий. Театр и танцы, однако, не могут развиваться в культурном вакууме. Ранние контакты с индийской культурой сыграли важную роль в развитии танца, театра, искусства, литературы и музыки Мьянмы, а позже, в конце 18-го и начале 19-го веков, контакты с Таиландом также оказали существенное влияние на театральные традиции.
Бирманские танцы
Бирманцы, как полагают ученые, прибыли на территорию, на который они живут и поныне, только в 9-м веке нашей эры. Бывшими жителями страны были похожие на кхмеров цивилизации монов и пью, чьи королевства процветали в бассейне реки Иравади с 3000 г. до нашей эры до 9-го века н.э.
Бирманские танцы
Если учесть, как мало известно о ранней культуре пью в целом, существует очень мало доказательств о танцах пью. Они упоминаются разве что в китайских летописях. Труппы танцоров и музыкантов пью и мон были направлены при императорский двор Китая во время династии Тан в 801 году. В хрониках того времени сохранилось полное описание инструментов, используемых в спектаклях, а также костюмов и украшений, которые носили исполнители. Танцы исполнялись группами от двух до десяти танцоров, среди которых нередко встречались татуированные мужчины. Танцевальные спектакли очень понравились китайскому императорскому двору и лидерам трупп были дарованы незначительные титулы.
Бирманские танцы
Визуальных свидетельств танцев пью также не существует. Возможно, самым известным свидетельством того, что у пью танцы встречались буквально повсеместно, являются пять отдельных бронзовых барельефов, около 15 см в высоту (в настоящее время они находятся в коллекции Национального музея в Янгоне), изображающие трех музыкантов и танцоров. Как минимум два из них датируются 6 - 7 веками. Два музыканта четко изображены со своими инструментами: флейтой и барабаном, а третий музыкант, очевидно, играет на тарелках. Этот вид малого постоянного оркестра с подобными инструментами часто встречался в индийских танцах 7 - 12 веков.
Барельеф с танцорами пью
Справа от танцора пью на барельефе видно ребенка или карлика, который явно перекривляет танцоров. Поскольку его черты лица не детские, скорее всего, это шут-карлик, которые часто встречались в индийских театральных практиках. Основной танцор изображен с поднятой правой ногой и изогнутым телом, а его левая рука поднята вверх и согнута к уху. Подобное положение ног и стоп полностью соответствуют индийскому танцу. Тем не менее, положение руки и тела имеют неоспоримые сходство с традиционной техникой танца Мьянмы.