Капоэйры - танец-бой
Если попросить десять человек описать капоэйру, скорее всего, можно услышать десять совершенно разных ответов. Капоэйра может была описана как боевое искусство, танец, художественная форма, форма самообороны, или смесь всего этого. Любым их этих терминов можно описать капоэйру. Местре Желон Виейра, ведущий Местре ("Мастер") капоэйры в Бразилии и США, описал его как танец, который является борьбой и борьбу, которая является танцем.
Капоэйра - танец свободы
Капоэйристы, антропологи и историки разработали несколько теорий о точном географическом и культурном происхождении капоэйры. Среди этого разнообразия мнений, по крайней мере в одном сошлись все — в том, что капоэйра является продуктом обширной работорговли между Бразилией и Африкой.Часть трудностей в раскрытии происхождения капоэйры может быть связана с тем, что сегодня в Бразилии существует очень мало документов о рабстве. Через два года после официальной отмены рабства в 1888 году, все документы, связанные с работорговлей, правительством было приказано сжечь. Это была попытка стереть рабство с лица истории Бразилии. В результате, реальная история капоэйры вероятно, никогда не будет известна.
Танец как форма сопротивления
Существует общее мнение, что семена капоэйры были посеяны африканскими рабами, привезенными из региона Анголы. Оригинальные движения были основаны на брачном танце под названием "Танец зебр", в котором люди будут имитировали борьбу за право вступить в брак. В Бразилии этот ритуальный танец превратился в форму самообороны, движения которой были дополнены атаками головой и ногами, и, что особо примечательно, - ударами ногами со стойки на руках. Португальские рабовладельцы объявили занятия капоэйрой вне закона, потому что они признали, что капоэйра может быть использована как форма сопротивления. Тем не менее, вместо того чтобы забыть о капоэйре, ее движения нападения и защиты были смешаны с танцевальными шагами и акробатикой. Теперь надзиратели на плантациях вместо борьбы видели странные, но безвредные танцы. Рабы также начали использовать музыкальные инструменты, такие как беримбау и атабаке, как способ замаскировать капоэйру. Были даже созданы разные ритмы мелодии, чтобы предупредить капоэйристов о приближающейся опасности и не быть пойманными.
Танцевальная форма боевого искусства
Капоэйра была разработана в результате института рабства, и те, кто ее практикует сегодня, знают о истории угнетения людей. Федеральным законодательством была запрещена практика капоэйры вплоть до 1890 года. Даже после отмены рабства, на капоэйру многие смотрели свысока, как на уличную забаву. Хотя ее практиковали и некоторые белые, а даже члены высших классов общества, большинство капоэйристов были рабочими неграми и мулатами. Подобная ситуация длилась до 1930 года, после чего сомнительная репутация капоэйры стала улучшаться, когда Мануэль душ Рейш Машаду, более известный как Местре Бимба, открыл первую академию капоэйры в 1932 году. Местре Бимба считается одним из отцов-основателей современной эпохи капоэйры и создателем стиля, известного как Capoeira Regional, который вобрал в себя движения из других форм боевых искусств, таких как бокс и джиу-джитсу.
Танец не для всех
Другие известные местре (мастера) капоэйры, появились в этот период, в том числе Винсенте Феррейра, также известный как Местре Паштинью, отец Capoeira Angola - стиля капоэйры, отличного от общепринятого Capoeira Regional. Благодаря Местре Бимба, Местре Паштинью и другим, движения капоэйры, песни, ритмы и ритуалы были сохранены, популяризованы и превратились в формальную дисциплину и уважаемый вид искусства. То, что когда-то считалось уличной забавой с сомнительной репутацией, теперь - национально признанный вид спорта, который распространился из Бразилии по всему миру.
В Бразилии по популярности с капоэйрой соперничает только футбол. Школы капоэйры можно найти не по всей территории страны, но и по всей Америке, Европе и Азии, где успешно занимаются люди всех возрастов, рас и национальностей. Капоэйра имела значительный успех в Соединенных Штатах. Капоэйра дебютировал в Нью-Йорке и Сан-Франциско в середине 1970-х годов в рамках проекта Желона Виейра, Лоремила Мачадо, Бира Алмейда, и других бразильских мастеров, которые познакомили с этой уникальной формой искусства поколение американцев, которое было знакомо только с азиатскими боевыми искусствами, такими, как таэквондо или карате. Сегодня капоэйру можно найти на телевидении, в голливудских фильмах и музыкальных клипах, и она повлияла на другие танцевальные стили, такие как брейк-данс.
Популярностью сегодня пользуется и ещё один танец-бой - макулеле.