Китайские танцы времен Культурной революции
После начала культурной революции (1966-1976) во главе с печально известной "бандой четырех", возглавляемой женой Мао Цзян Цин, все традиционные формы театра были запрещены. Цзянь Цин лично проверила около 1000 постановок пекинской оперы и наложила запрет на большинство из них. Был организован специальный литературный комитет при Коммунистической партии, который выносил рецензии на все постановки: какие можно ставить на сцене, а какие нет.
Китайские танцы времен Культурной революции
Цзян Цин интерпретировала учение Мао в чрезвычайно жестком ключе, что привело к политизации театра до такой степени, которой никогда не видели в истории искусства, ни ранее, ни после этого. Новоявленным литературным комитетом во главе с Цзян Цин были созданы так называемые "Пять образцовых моделей революционной драмы" без использования классических сюжетов и в стилистике революционного агитплаката. К ним относились "Легенда о красном фонаре", "Шацзябан", "Ловкий захват Тигровой горы", и Ода Драконовой реке" и "В доке".
Китайские танцы времен Культурной революции
Цзян Цин сформулировала новые принципы театральной эстетики для этих моделей опер. Точно так же, как и в более ранних традиционных операх, эти образцовые модели были основаны на фиксированных типах персонажей. Тем не менее, различные типы характеров персонажей в ранних театральных постановка были основаны на их социальном статусе и внутренних качествах, в новых танцевальных постановках были заменены на типичные персонажи, основанные исключительно на их классовой принадлежности.
Китайские танцы времен Культурной революции
Эти жесткие стереотипы включали в себя две основные категории: революционные (соответственно, "хорошие" персонажи) обычно стояли в центре сцены в героических, "революционных" позах. Их танцы изображали "героизм и благородство", а сами актеры освещались прожекторами с розоватым цветом (красный является положительным цветом как в традиционных китайских операх, так и в более поздней коммунистической цветовой символике). "Плохие" персонажи, то есть классовые враги обычно размещались по бокам сцены и принимали во время танца уродливые позы и их освещал нечеткий голубоватый свет (синий цвет часто являлся "отрицательным" цветом в традиционных операх).
Китайские танцы времен Культурной революции
Единственным приемлемым стилем было использование огромных сценических декораций, костюмов и макияжа в духе "героического реализма". Музыка представляла собой смесь традиционной китайской и западной музыки, поскольку, в соответствии с доктриной Цзян Цин, западная музыка больше подходила для выражения героизма, нежели китайская музыка. При этом многие сценические приемы, а также акробатические движения во время танцев были переняты с традиционной пекинской оперы, хотя в боевых сценах на смену традиционному холодному оружию пришли пушки и винтовки.