Айседора Дункан
Одним из основных жанров западного театра танца, разработанных в начале 20-го века, был современный танец. Он возник по сути как серия реакций на ряд критических высказываний, которым уже давно подвергали балет недоброжелатели. Они считали, что ограниченный искусственный стиль движения балета далек от настоящего танца, а также, что его темы являются слишком легкомысленными.
Экспрессионизм в современном танце начала 20 века
Возможно, самым большим пионером в области современного танца была Айседора Дункан. Она считала, что техника балета искажает естественные движения тела и что «гимнастические движения тела не имеют ничего общего с мыслями и чувствами», а «танцоры просто двигаются как куклы на шарнирах». Дункан работала с простыми движениями и природными ритмами, находя свое вдохновение в движениях природы, особенно ветра и волн, а также в танцевальных формах, которые она почерпнула у античных скульптур. Элементами, которые были наиболее характерными для ее танцев, включали в себя «удаленные от тела» позиции рук, поднятую в экстазе голову, отсутствие ограничений в выражении эмоций, частые прыжки и сильные, плавные ритмы, в которых одно движение «перетекало» в следующее. Ее костюмы тоже были непринужденными и далекими от вычурности: Айседора танцевала босиком и в простой свободной тунике, с минимальными реквизитами и световыми эффектами, чтобы они не отвлекали зрителей от ее движений.
Экспрессионизм в современном танце начала 20 века
Дункан считала, что танец должен быть «божественным выражением» человеческого духа, и эта проблема с внутренней мотивацией танца была характерной для всех ранних современных хореографов. Они представляли в своих постановках персонажей и ситуации, которые сломали романтическую, сказочную атмосферу современного балета и выставили напоказ примитивные инстинкты, конфликты и страсти внутренней сущности человека. С этой целью они стремились разработать стиль движения, который был более естественным и более выразительным, чем балет.
Экспрессионизм в современном танце начала 20 века
Марта Грэм, например, считала, что центром всех движений должна быть спина, а особенно таз. Поэтому многие из ее наиболее характерных движений были «спиралеобразными» и исполнялись с сильно изогнутой спиной. Дорис Хамфри видела все движения человека, как переход между падением (когда тело выведено из равновесия) и восстановлением (когда оно возвращается в сбалансированное уравновешенное состояние), а многие из ее движений включали в себя имитацию падений.