Экран-ширма ваянг-кулит
На Яве театр теней ваянг кулит стал массовым явлением. Классические формы театра, сложное философское и эстетическое содержание их постановок в итоге оказали наибольшее влияние как на изобразительное искусство, так и на другие формы театра. В Бали театр теней также сохранил свой ритуальный характер и свою роль в качестве способа передачи моральных ценностей, но он не повлиял на другие формы театра в той же степени, как на Яве. Тем не менее, традиционный балийский стиль живописи, так называемый стиль "ваянг", основан на стилизации кукол ваянг кулит.
Барельеф восточнояванского ваянг-кулит
Центром всей постановли ваянг кулит является "даланг" — человек, который манипулирует марионетками и параллельно выступает в роли рассказчика. Он должен владеть широким диапазоном вокального выражения эмоций, а также должен уметь филигранно управлять различными куклами. Также на даланга возлагается проведение жертв и ритуалов, связанных с выступлениями. Искусство кукольных мастеров было изложено в старинном руководстве Dharma Pewayangan или "Законы кукольного мастерства".
Жизнь троих - одна из основных историй ваянг-кулит
Ваянг кулит может исполняться как в дневное, так и в ночное время. Ночные выступления буквально представляют собой театр теней, поскольку даланг управляет куклами позади подсвещаемого экрана или ширмы. В дневное же время экран не используется, а дневные выступления называются "ваянг лемах". В балийском ваянг кулит не требуются такие большие труппы, как в яванском варианте этого театра. Балийская труппа обычно состоит из даланга и его помощников, а также небольшого оркестра гамелан (как правило из четырех исполнителей).
Бог с мифическим оружием
Истории для балийского театра теней происходят не только от первоначально индийских эпосов Рамаяна и Махабхарата, но и от восточнояванских циклов, таких как "Приключения принца Пянджа", а также от "Калонаранг", который повествует о магии и ужасных ведьмам, и который стал популярен только в 20 веке.
Как и в большинстве других классических формах балийского театра, большинство персонажей разговаривают на "кави" — яванском языке королевских дворов, принятом в течение десятого - пятнадцатого веков.