Современный танец
Третий этап хореографического процесса, в ходе которого создается общая структура танца, может зависеть от множества соображений, включая цель танца. Если работа должна служить для описания чего-то, очевидно, что сюжет определит способ структурирования танцевального материала. Возможно, необходима будет строгая последовательность событий, появление персонажей в определенном порядке и доведение драмы до кульминации в соответствующие моменты. Точно так же, если танец является частью ритуала, он должен строго следовать заранее предопределенной форме и процедуре.
Современный танец
Музыка также определяет структуру танцевальной постановки, в частности ее длину, очередность быстрых и медленных движений, а также раскрытие темы. Многие из работ Джорджа Баланчина очень тесно связаны с музыкой, аккомпаниирующей им. Это прекрасно видно по таким пьесам, как «Симфония в трех движениях» (1972), поставленной на музыку Игоря Стравинского или «Концерт барокко» (1940), поставленной на музыку Иоганна Себастьяна Баха. Многие танцевальные постановки на самом деле называются точно так же, что и музыка, на которую они поставлены, а движения в них следуют той же схеме, что и музыкальная композиция.
Цель танца и его музыкальное сопровождение могут не влиять на его структуру. Но структура также может быть органической. Другими словами, целая часть танца может возникнуть из непрерывного развития идей движения, причем каждое движение по сути разработано из предыдущего. К примеру, структура постановки Doublework (1978) британского хореографа Ричарда Алстона была основана на изучении формы дуэта и повторения танцевального материала в разных контекстах. Другими идеями движения, которые могут развиваться таким образом, являются использование контрастов (к примеру, быстрые, энергичные танцы, сопровождаемые медленной, медитативной музыкой), использование разных чисел и конфигураций танцоров, а также манипулирование различными областями пространства (к примеру, часть движений — прыжки, а другая часть исполняется очень близко к земле).
Современный танец
Движение обычно развивается органично, даже когда общая структура пьесы накладывается на сюжет или музыку. В случае повествовательных балетов хореографические идеи могут развиваться в формальные мотивы, сохраняя при этом способность представлять определенные действия или ситуации в сюжете. Например, в постановке Эштоне «La Fille mal gardée» (1960) ленты представляют эмоции любовников. Они означают их страсть и невиновность. Но в то же время ленты используются в чисто формальном виде, приукрашивая определенные движения или создавая сложные шаблоны, которыми можно наслаждаться исключительно из-за их красоты. Даже в самых драматических балетах представление эмоций и событий сильно стилизовано, а упорядочение сюжета определяется как эстетической, так и драматической логикой. Многие повествовательные балеты содержат разделы недраматического танца, которые развиваются в соответствии с формально-хореографическими принципами, описанными выше.
Современный танец
Наконец, структура танца отражает традицию, в которой она была создана и исполняется. Балеты в классической традиции XIX века обычно длятся целый вечер и делятся на несколько актов, с трагической смертью или счастливым браком главных героев, которые происходят в конце. Современные танцы часто намного короче, а одна постановка может включать до полудюжины танцев. К примеру, в индийской танцевальной форме бхаранатьям разделы драматического и абстрактного танца следуют друг за другом в строгом порядке на протяжении периода продолжительностью до четырех с половиной часов, в то время как в танцевальной форме катхакали на юго-западе Индии одна постановка из чередующихся танцы и музыки может продолжаться 16 часов.