Каждому любителю балета и современной хореографии известно имя Иржи Килиана. Этот легендарный чешский хореограф обогатил танцевальную историю такими популярными постановками как «Черное и белое», «Сарабанда», «Сладкие сны». Недавно мастер поделился своим мнением о современном танце и месте хореографа в его становлении.
В чем главная особенность творчества Нидерландского театра танцев?
Я, как главный хореограф этого коллектива, хотел бы настроить зрителей не знакомых с нашим творчеством на современный танец. В наших выступлениях вы не увидите многочисленные пируэты, прыжки, броски – элементы характерные для классического балета. Мои лучшие артисты достигли критического возраста для балетного искусства. Я о них говорю так: «Вы находитесь между сорока годами и смертью». В нашем творчестве мы стараемся подчеркнуть личность танцора, а не его физические способности. Мысль вернуть артистов достигших критического возраста в балете на сцену, оказалась гениальной идеей.
Как правило, вы задействуете в постановке четырех артистов. Почему?
Мы хотим, чтобы зритель на нашем спектакле прочувствовал танец и прощался с артистами как с лучшими друзьями. Добиться такого эффекта, когда на сцене находится более двадцати человек очень сложно. Кроме того, такое количество исполнителей позволяет четко показать зрителю отношения между мужчиной и женщиной.
Какое количество спектаклей вы ставите за один сезон?
В среднем за один год я выпускаю около восьми постановок. Однако, в творческом процессе есть свои нюансы, иногда эта цифра значительно меньше.
Глядя на ваши постановки хочется отметить невероятную стабильность. Вы вообще знаете, что такое творческий кризис?
Да, конечно бывают. Я сам могу выделить несколько своих неудачных работ, которые можно было бы и переделать.
Естественно, в 40 лет физические данные уже несколько не те, что в 20. Однако достигнут определенный уровень, есть необходимый опыт - все артисты на сцене выглядят просто замечательно. Хорошо, что они нашли применение своему таланту и вне балетной сцены.
Преемственность опыта важна в хореографии. Начинающий, просматривая профессиональные постановки, обогащается визуальными впечатлениями, которые впоследствии естественно отражаются на его технике и эмоциональной составляющей танца.
Через танец люди могут показать свои эмоции, чувства, свою сущность. И даже в глубокой старосте можно как то но танцевать, хотябы душевно. Считаю что танцевать можно в любом возросте, было бы желание.
и ещё один шаг к развитю более класических стилей, хотя полностью переосмыслен и переделан на новый лад, но это того стоит.Красота и изящество так я характеризую их работу.