Индонезийские танцы
В начале 8 века нашей эры регион Явы и окрестных островов находился под властью буддийской династии Шайлендра и индуистской династии Санджая. Таким образом, область была разделена на две культурные сферы. Южная часть находилась под влиянием буддизма, в то время в северной части были индуистские традиции. Начиная с 830 года индуистские традиции начали преобладать, хотя стоит отметить полную лояльность к буддизму. Этот период закончился по не совсем понятным причинам в 10-13 веках.
Барельеф на стене храма Прамбанан, изображающий танцевальную сценку из Рамаяны
В центральной яванской архитектуре четко прослеживается индийское влияние. Считается, что яванские древние храмы были построены брахманскими священниками и буддийскими монахами. Самым большим из всех индуистских храмов центральной Явы является комплекс Прамбанан, включающий в себя 227 храмовых башен, который построен в 835-856 годах. Три основные башни были посвящены Шиве, Брахме и Вишну. Центральная 47-метровая башня, посвященная Шиве, украшена серией барельефов, которые описывают истории из Рамаяны. На этих барельефах запечатлены танцоры в различных позах, которые впоследствии нашли свое отражение в более поздних яванских танцевальных техниках.
Барельеф на стене храма Прамбанан. Одна из поз карана
Подобные изображения танцоров более заметны на внешних стенах центральной башни комплекса. Сегодня ученые нашли 62 барельефа, демонстрирующие позы индийских танцев. Возможно, что эти барельефы отражают индийскую систему танцев "каранас", описанную в Натьяшастре, индийском руководстве по танцевальному и театральному искусству, составленному в 100-200 годах нашей эры.
Один из барельефов храма Боробудур. Изображены придворные танцы
Недалеко от Прамбанан построен крупнейший буддийский храмовый комплекс Боробудур, построенный в 775 — 835 годах. Восемь террас Боробудура образуют огромную ступу, символизирующий гору Меру. Среди огромного количества барельефов на стенах Боробудура встречаются многочисленные танцевальные образы. Многие из них изображают танцы придворных исполнительниц. Как правило, эти придворные спектакли демонстрируют индийские традиции танцевальной техники. На нескольких барельефах можно наблюдать танцовщиц в сопровождении одного или двух мужчин, которые несут символику индийских священников- брахманов. Эти барельефы наглядно демонстрируют то, каким образом индийские танцевальные традиции была переданы местным танцоров. Их учили индийские брахманы, которые по сути совмещали в Индонезии функции гуру или учителей-мастеров, а также духовных наставников.
Один из барельефов храма Боробудур. Брахманы учат местное население танцам
Как правило, именно придворные индонезийские танцы демонстрируют индийское влияние. Народные же танцы в Индонезии зачастую не имеют никакого сходства с индийскими традициями.