
Турецкий кукольный театр теней карагёз
Карагёз — турецкий кукольный театр теней, который был весьма популярен на протяжении нескольких веков, поскольку высмеивал недостатки общества и отражал недовольство народных масс правительством и существующими порядками.

Турецкий кукольный театр теней карагёз
Стандартная постановка театра теней состояла из трех основных элементов: вступления, диалога и сюжета. Вступление довольно стереотипное и обычно включает в себя ссору между Карагёзом и Хадживатом - двумя наиболее распространенными персонажами. Карагёз — простой человек, весельчак-скептик со здравым смыслом, в то время как Хадживат - более формальный и педантичный человек, который зациклен на мелких проблемах. Диалог между ними меняется в зависимости от случая, но всегда содержит импровизированный юмор и скептические высказывания. Обычно большинство кукловодов имеют по крайней мере 28 различных заготовок диалога и используют по одной на каждую ночь Рамадана. Некоторые из этих юмористических заготовок-сюжетов являются историческими, многие - непристойными, но он все без исключения очень популярны среди народных масс.

Турецкий кукольный театр теней карагёз
В пьесы могли также вводить дополнительных персонажей или животных. Это требовало еще большего мастерства от мастера-кукловода и его помощника, ведь приходилось манипулировать несколькими куклами одновременно. Также в обязанности кукловода входило чтение текста, игра оттенками тона и воспроизведение танцев кукол. Иногда в помощь кукловодам приходили один или два музыканта.

Турецкий кукольный театр теней карагёз
Несмотря на то, что мимика и карикатура также использовались в меддах и ортаюну, они стали технически более развиты в теневом театре. В карагёзе целые произведения основаны на комедии нравов или характеров. В дополнение к амплуа различных этнических групп, были добавлены персонажи, которые были актуальны для местных реалий.

Турецкий кукольный театр теней карагёз
Карагёз является наиболее часто встречающимся, но отнюдь не единственным типом теневого театра в мусульманских странах. В Египте театр теней, как известно, существовал еще в 13-м веке, задолго до того, как в Турции появились первые задокументированные постановки Карагёз. Врач Мухаммаду ибн Даниал написал первые (которые сохранились до наших дней) три пьесы для теневого театра. Они исполнялись в 13 веке и высмеивали институт сватовства и брака. Благодаря этим пьесам также в театре появились ряд популярных современных персонажей, многие из которых отображают людей, зарабатывающих на жизнь незаконной торговлей.