В старые времена особая форма буддийского театра — постановка-процессия под названием нибхаткин - была очень популярной в Мьянме, но теперь эта традиция практически исчезла и уступила более поздним театральным традициям. Это была своего рода мистерия, в которой танцоры-мимы, изображающие жизнь Будды и его ранних воплощений, гастролировали по деревням, перевозя свой инвентарь на телегах, запряженных быками, а позже на грузовиках.
Этот обычай, как полагают, произошел примерно в 14 - 16 -м веках от "хоза" — традиционных декламаций буддийских текстов. Выступления мимов-танцоров проводились как при декламациях, так и при ритуальном очищении, посте и молитве монахов. Комические интермедии позже также были включены в состав нибхаткин. Таким образом этот жанр, как полагают современные исследователи, привел к созданию более поздних спектаклей "зат пве", которые строились на основании дидактических историй Джатака. О том, существует ли в настоящее время традиция нибхаткин, неизвестно.
Древние бирманские танцоры и музыканты.
Также повсеместно были популярны процессии-танцы, которые обычно проводились при храмах во время вступления в монашеский орден новых юношей и даже взрослых мужчин. Мальчики держали в руках раскрытые золотые зонтики, которые в Юго-Восточной Азии символизируют либо земную либо духовную силу.
В свою очередь этих мальчиков садили на плечи их родственники мужского пола, чтобы сделать ритуальное обхождение вокруг священной ступы. Мальчики переодевали в принцев и таким образом они символизировали роль принца Сиддхартхи или самого Будды, прежде чем тот отверг земные богатства и удовольствия, в то время как мужчины, несущие мальчиков, представляют верного конь Сиддхарты. После этой процессии мальчиков в конечном итоге заводят в зал храма, где их налысо брили и, наконец, принимали в монашеский орден.
Танцор в национальном костюие.
Сегодня существуют лишь отрывочные знания о ранней истории классического танца Мьянмы. При этом ученые предполагают, что современные стиль и техника развивались в течение примерно 1 500 лет, включая в себя элементы предыдущих традиций Мон и Пью, предшествующих переселению на данную территорию бирманцев. Как и следовало ожидать, индийское влияние явно присутствует в танцах Мьянмы, но до сих пор точно не известно, откуда именно произошло это индийское влияние. Вполне вероятно, что этим источником новых традиций была династия Пала из Восточной Индии, которая частично развивалась одновременно с классического периода культуры Паган в Мьянме (11 - 13 века). Культура Пала пребывала под сильным влиянием искусства и архитектуры Пагана. Таким образом, возможно, что влияние также наблюдалось и в области танца.
Важными источниками для понимания истории и развития бирманского танца являются небольшие барельефы из периода Пью, а также некоторых фресок и рельефов из периода Паган. На них явно заметно индийское влияние, а именно – расставленные ноги, сильно изогнутые туловища и угловатые положения рук. Все эти особенности также сохранились и в современной технике классического танца Мьянмы.
Танец принца и принцессы.
Танец принца и принцессы.
Позже на бирманский танец также оказали влияние классические танцы Таиланда или, если более конкретно, тайско-кхмерские танцы. Тайцы завоевали Ангкор в Камбодже в 15 -м веке и (как считают современные исследователи) начали массово вывозить придворных танцоров и других артистов. Тайцы, вероятно, изменили стиль под свой вкус, после чего эти измененные танцы начали завозиться назад в Бирму, когда бирманцы завоевали тайскую столицу Аюттхая в 1767 году.