Вторая фаза хореографического процесса - развитие движений в танцевальные фрагменты
| Свободные танцыСовременный танец
Фрагмент танца представляет собой ряд движений, связанных друг с другом определенным физическим импульсом или общей энергетикой и имеющих четко заметные начало и конец. В качестве грубой аналогии можно привести следующий пример: это сколько певец может пропеть на одном дыхании.
Современный танец
Чтобы зритель воспринимал серию движений как единый фрагмент, способствуют многие факторы. Во-первых, это признание какой-то логической связи между движениями, которые мешают им проявляться произвольно и независимо друг от друга. В основном одно движение легко и естественно «перетекает» в другое в рамках одного фрагмента, и нет никаких неудобных переходов между ними, а также прослеживаются некоторые четко видимые закономерности движения (к примеру, базовая трехступенчатая связка в вальсе).
Современный танец
Еще одним важным фактором является ритм, и движения часто четко связаны узнаваемым «рисунком». Акцент движения измеряется его силой и продолжительностью; таким образом, жесткое и резкое движение имеет сильный акцент, а мягкое и постепенное движение - слабый. Даже одно движение, такое как поворот головы, может начинаться с сильного акцента и заканчиваться слабым. Во фрагментах, которые имеют стабильный и одинаковый ритм, сильные и слабые акценты повторяются в одной последовательности и всегда в течение одного и того же времени.
Современный танец
Танцевальные фрагменты различаются как по продолжительности, так и по форме. Фрагмент может начинаться с очень резкого движения или максимальной выработки энергии, которая постепенно переходит в паузу или напротив - может иметь свою кульминацию где-то посередине или в конце. Другие танцевальные фрагменты, наоборот, имеют равномерное распределение энергии. Эти факторы определяют способ восприятия фрагмента и эффект, который он производит на зрителя. Длинные, повторяющиеся, равномерные по протяженности фрагменты производят гипнотический эффект, а серия коротких фрагментов с сильными кульминациями производит нервный и драматичный эффект. Одной из отличительных особенностей раннего стиля Марты Грэм было то, что она устраняла «связующие» шаги и переходы между движениями, поэтому многие ее танцевальные фрагменты были короткими, «суровыми» и «сильными».
Современный танец
Как только фрагмент был создан, его можно использовать в танце по-разному. Возможно, самыми простыми способами являются повторы, в которых один и тот же фрагмент просто повторяется, и накопление, в котором оригинальный фрагмент повторяется, но каждый раз к нему добавляется новый фрагмент. Отдельные танцевальные фрагменты также могут повторяться в соответствии с шаблоном, одним из самых основных среди которых является чередование двух фрагментов, а другим – чередование одного или нескольких фрагментов между танцорами. Материал в танцевальном фрагменте также может быть переработан несколькими способами для создания нового материала. Простейшим примером является прямое изменение последовательности движений во фрагменте, но также распространены более сложные вариации.