Танец кхмеров апсара
Древние барельефы с танцовщицами апсара
Скульптуры и барельефы, сохранившиеся в Ангкоре, предоставляют довольно много информации о нескольких видах танцев кхмеров. Наиболее распространенными являются изображения сотен фигур танцующих девушек, которые исполняют разнообразные па в одиночку, в группе по две или три женщины или в линию. Традиционно эти танцующие девушки считаются "апсарами", мифическими небесными танцовщицами индо-буддийской мифологии.
Древние барельефы с танцовщицами апсара
Их характерная поза с отставленной в сторону ногой в многочисленных вариациях является основной чертой индийских танцев, традиции которых начали распространяться в Юго-Восточной Азии из примерно с 8-го века. Но танцы кхмеров отличаются тем, что в них поднятая нога танцовщицы сильно согнута в колене, что часто приводит к очень низкой позиции (буквально в полуприсяде).
Танец кхмеров апсара
Большинство танцевальных движений апсара передают впечатление динамичного движения, поскольку удержать равновесие в положениях тела, которые принимают танцовщицы, в течение длительного времени попросту невозможно. Туловище обычно остается напряженным и выпрямленным, иногда слегка наклоненным в сторону. В основном в этом танце доминируют движения рук.
Древние барельефы с танцовщицами апсара
Тем не менее, несмотря на внешнюю похожесть апсара на индийские танцы, если присмотреться, то можно заметить исконно "кхмерские" отличительные черты. Прежде всего, это низкая "посадка" и сильно расставленные пальцы на разведенных в сторону руках. Кроме изображений танцовщиц апсара, на барельефах кхмеров также встречаются сотни изображений других видов танцев, таких как военные танцы, танцы с элементами боевых искусств, социальные танцы и даже акробатические цирковые представления.