Танец и театр в истории Японии (Бунраку, симбиоз кукольного театра, танца и музыки — часть 3)
| Народные танцыЯпонский кукольный театр бунраку
Бунраку — кукольный театр Японии. Он зародился в Осака в начале XVIII века и представляет собой одну из важнейших форм драматического искусства старой Японии, наряду с Но, кёгэн и Кабуки.
Японский кукольный театр бунраку
Куклы в театре бунраку, которые отличаются великолепной резьбой и тщательно изготовленными костюмами, не всегда были такими, а являются результатом длительного процесса эволюции. Ранние куклы бунраку были довольно простыми и небольшими по размеру (примерно наполовину меньше их нынешних размеров).
Уже в 1734 году, спустя век после рождения бунраку, куклы выросли до таких размеров, что для манипулирования каждой марионеткой нужды были три кукловода. Также куклы были усовершенствованы таким образом, что стали подвижными даже их пальцы, рты и глаза.
Японский кукольный театр бунраку
Куклы собираются сугубо перед представлением. Остальное время они хранятся разобранными на запчасти. Наиболее важной частью марионетки считается ее голова (кашира), размер которой варьируется в зависимости от типа персонажа. К примеру, военный командир имеет большую голову, чем скромный сельский житель. Цвет лица куклы также различается в зависимости от персонажа - от коричневатого до чистого белого цвета.
Стилизация черт лица напоминает искусные карикатуры, а их мимика очень похожа на мимику актеров в кабуки.
Японский кукольный театр бунраку
Кукловоды
Традиционно кукловоды в бунраку одеваются в черные одежды, и большинство из них носят черные капюшоны, которые скрывают их лица от зрителей. В японском театре черный цвет традиционно означает, что на персонажа (в данном случае на кукловода) не нужно обращать внимания, они как бы "невидимы". Что примечательно и не встречается нигде более в мире, кукольники буквально сливаются с марионетками и передают мельчайших эмоции своих персонажей.Японский кукольный театр бунраку
С второстепенными персонажами, которые не имеют подвижных пальцев и черт лица, как правило работает только один кукловод. Более сложные куклы главных героев обслуживают по три человека. Координация этих трех кукловодов имеет первостепенное значение, поскольку от их зависит то, насколько кукла будет выглядеть живой. Кукловоды делятся на три категории: omozukai) (главный кукловод), который работает с головой и правой рукой куклы, hidarizukai, который работает с левой рукой куклы, и ashizukai, контролирующий работу ног куклы.