История танца в Индии (танцы манипури, изолированная танцевальная традиция северо-восточной Индии, часть 4 - раслила)
| Народные танцыРаслила - танец штата Манипур
Связанные с Кришной танцевальные драмы Манипура называются "раслила" ("рас" обозначает танец, а "лила" — игра). Они представляют собой весьма большие композиции, наиболее часто исполняемые группой танцовщиц, хотя существуют также исключительно мужские труппы, которые танцуют загримированными под женщин.
Раслила наиболее часто изображают события из юности Кришны
Подобно раслила Делийского региона, которые являются своеобразной формой паломнического театра, раслила в Манипуре также являются результатом широко распространенного культа Кришна Бхакти, который появился в Манипуре в 15-м веке.
Все пьесы иллюстрируют эпизоды из жизни Кришны, в основном моменты чудес, а также его детство и юность. Есть пять раслила, которые сосредоточены на теме Радха-Кришна, а также некоторые другие, иллюстрирующие различные эпизоды из жизни Кришны. Многие из главных раслила были написаны махараджей Манипура. Также в раслила используются другие стихи, в том числе произведения известных поэтов бхакти, таких как Джаядева, Видьяпати и Чандидас.
Радха и Кришна
Танцевальные драмы, в которых доминируют групповые образования, тем не менее также включают в себя несколько дуэтов и сольных танцев. Все женские персонажи, то есть Радха и пастушки гопи, танцуют в изящном стиле ласья, в то время как Кришна, роль которого также исполняет танцовщица, использует более энергичный и игривый стиль тандава.
Традиционно раслила исполняются на специальной площадке перед храмом. При этом не используются ни фоны, ни какие-либо сценические приспособления. В подобных танцах в основном используются своеобразные костюмы, которые, как говорят, были разработаны махараджей Бхагьячандра в 18-м веке. Легенда гласит , что он увидел танец "рас" пастушек гопи во сне и что настоящие танцевальные костюмы были разработаны в соответствии с его видением.
Танцовщицы, исчезающие внутри своих бочкообразных юбок
Костюмы для женских ролей в основном представляют собой большие бочкообразные юбки, которые своими движениями подчеркивают кружение танцовщиц. Также в раслила существуют неожиданные последовательности движений, в которых кружащиеся танцовщицы внезапно наклоняются и почти исчезают в своих юбках.
Танцовщицы, которые исполняют основные роли, закрывают лица короткими, сверкающими вуалями. Танцовщица, которая играет роль Кришны, носит более простой костюм с блузкой и дхоти в качестве нижней одежды. На голове у нее обязательно надета корона Кришны с павлиньим пером.
Кришна, которого посыпают цветным порошком во время фестиваля Холи
Сверкающие костюмы с их постоянно повторяющимися при движениях зелеными, желтыми и красными линиями и проработанные мягкие движения танцев манипури придают раслила сказочные качества. Они прекрасно передают зрителям нежность и теплоту искусства бхакти.