Танцовщица периода Полоннарува, 12й век
Как это часто бывает в Азии, самые ранние существующие текстовые и визуальные источники, касающиеся театра и танца, в Шри-Ланке также в основном отображали традиции, которые были связаны с высшими классами общества. Сочинение надписей и летописей, а также резьба на каменных барельефах, делались в основном по указанию королевского двора или религиозных учреждений. Таким образом, эти источники в основном дают информацию о традициях правящих классов, но никак не отображают танцевальные традиции обычных сельских жителей.
Танцовщицы периода Полоннарува, 12 век
В целом, можно сказать, что влияние соседней индуистской Южной Индии на культуру Шри-Ланки было довольно ощутимым. Это нашло отражение во многих музыкальных инструментах, а также в технике и эстетике некоторых из шри-ланкийских танцев.
Даже в немногих сохранившихся записях, датируемых периодом до нашей эры, упоминаются формы театрального искусства. Позже появилась известная Махавамса (Великая хроника), который охватывает раннюю историю Шри-Ланки до 4-го века нашей эры. В ней также упоминается танец как в придворном, так и в храмовом контексте.
Индийский танцевальный стиль, период Полоннарува
В Кулавамсе (Малой хронике) можно увидеть описания танцев во время так называемого золотого века (периода Полоннарува при правлении короля Паракрамабаху (1153-1186). Согласно летописям, король сам был опытным танцором и также при его дворе были сотни профессиональных танцоров. В то время особой популярностью пользовались традиции танцев, исполняемых большими группами танцовщиц.
В религиозных обрядах в различных храмах, как индуистских, так и буддистких, использовались церемониальные танцы, часто древу бодхи или зубу Будды. Наиболее важные обряды сохранились до сих пор и исполняются по всему острову в летние месяцы.
Величайшим из подобных обрядов в настоящее время является Канди Перахера — торжественное шествие, которое ежегодно проводится в бывшей столице Канди, чтобы поклониться священной реликвии – Зубу. В течение этого шествия по городу проносится реликвия в живописной процессии слонов, музыкантов и танцоров.
Деревянная храмовая фреска с танцором, 14 век
С 15-го века и далее стихи дают более подробную информацию о различных формах танца и театра. В индуистских храмах танцы исполнялись в определенных танцевальных залах, созданных при храмах, подобно тому, как это делают храмовые танцовщицы в современной Южной Индии.
В период Канди (1592-1815) под королевский патронат были взяты храмовые и придворные танцоры. Было создано несколько учреждений для музыки, танца и театрального искусства. Также в страну начали приезжать учителя танцев из Индии и Европы.