![Раиса Стручкова Раиса Стручкова](https://4dancing.ru/files/u5304/53040421.jpg)
Раиса Стручкова
Раиса Стручкова была ведущей балериной балета Большого театра с 1950-х годов до ее ухода со сцены в 1978 году. Ей восхищались не только за ее прекрасную академическую школу, которая ярко была видна в драматических выступлениях Раисы, но и за ее склонность к комедийным ролям. Стручкова была в советское время, наряду с Ольгой Лепешинской и Майей Плисецкой, одними из первых представительниц московской школы, способных конкурировать с ленинградскими балеринами. Во многих отношениях из-за первых турне Большого балета на Западе в конце пятидесятых годов, именно Стручкова стала для для западного зрителя воплощением советского театрального танца. После ухода со сцены она продолжила свою выдающуюся карьеру в Большом театре, тренируя молодых танцоров в том числе Екатерину Максимову, Нину Ананиашвили, а совсем недавно Анастасию Горячеву. Максимовой сама признала , что без Раисы Стручковой бы она покинула сцену еще десять лет назад.
![Раиса Стручкова Раиса Стручкова](https://4dancing.ru/files/u5304/5909fb4a146dbebd184231fdac28af91.jpg)
Раиса Стручкова
Родилась Раиса Степановна Стручкова в Москве 5 октября 1925 года. В 10 лет, в 1935 году она поступила в Московское хореографическое училище в класс великой Елизаветы Гердт (в котором также учились Алла Шелест, Майя Плисецкая и Екатерина Максимова). Гердт передала свои ученицам настоящий Петербургский балетный классицизм. После окончания училища в 1944 Стручкова была принята в труппу Большого театра.
![Раиса Стручкова Раиса Стручкова](https://4dancing.ru/files/u5304/c5336e54a8876112d71116a983d13a62.jpg)
Раиса Стручкова
Ее первый прорыв танцевальной карьере Стручковой в Большом театре произошел в конце сороковых годов, когда она появилась в оригинальными постановках Захарова «Золушка» и «Медный всадник» (1949), подчеркнув своим выступлением простоту и кротость персонажей, которых она играла. После ведущих ролей в великих классических балетах («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Жизель», «Дон Кихот»), а также в более современных творениях («Ромео и Джульетта», «Пламя Парижа», «Красный мак», «Каменный цветок», «Лауренсия») утвердилась репутация Стручковой, как чрезвычайно универсальном балерины. Как однажды отметила Марина Семёнова: «Я не помню, чтобы Стручкова хоть когда-либо совершила ошибку во время танца или не изображала искренность на сцене. Это, пожалуй, самое главное в Стручковой, как в актрисе, - ее подлинная искренность. Это суть ее искусства».
![Раиса Стручкова Раиса Стручкова](https://4dancing.ru/files/u5304/imgonline-com-ua-Resize-OBEFggeJUaTcmWP.jpg)
Раиса Стручкова
Карьера Стручковой неразрывно связана с историей ее одноклассника, мужа и частого партнера по танцам Александра Лапаури (1926-1975). Вместе они появились в нескольких захватывающих виртуозных концертах, таких как вальс Мошковского или Дунаевский вальс (хореографию последнего поставил Лапаури), который пришлись по душе зрителям во всем мире.
![Раиса Стручкова Раиса Стручкова](https://4dancing.ru/files/u5304/y_ccd0906a.jpg)
Раиса Стручкова
Раиса Стручкова была названа народным артистом СССР в 1959 г. Она была лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Праге (1947), Будапеште (1949) и Берлине (1951). С 1962 года она преподавала методику классического танца на кафедре хореографии Института театрального искусства (профессор с 1978). С 1981 по 1995 год Стручкова была главным редактором балетного журнала «Советский балет» в Москве (теперь называется «Балет»), а в 1995 году она стала художественным руководителем кафедры хореографии в ГИТИСе.
Умерла Раиса Стручкова в Москве 2 мая 2005 года, в возрасте 79 лет.