Девятнадцатый век в Европе начался с войны, но искусство и развлечения продолжали процветать, несмотря на это. Новым лидерам, появившиеся в результате Великой французской революции, вскоре понравились церемонии их более консервативных предшественников, в то время как прелести бального зала оказались привлекательными для отдыхающих солдат. Способность хорошо танцевать по-прежнему была ценным достижением, но растущее влияние средних классов привело к ослаблению жесткого протокола танцев, и это нашло свое отражение в популярных стилях танца.
Позаимствованные из народного репертуара танцы, которые были соответствующим образом изменены, постепенно вытесняли ранние более формальные стили, такие как менуэт. Теперь в залах открылись для величественных полонеза или гран-марша, который помимо своего прямого предназначения (в качестве танца) также был некой формой показа мод. Сценические танцы, такие как ранний классический балет, теперь «стал обитать в собственном мире», совершенно отделенном от танцевальных залов.
Страны, находящиеся в состоянии войны, по-прежнему охотно заимствовали танцевальные стили друг у друга. Франция уже разработала котильон, танец для четырех или более пар, состоящий из «хоровых фигур» различной степени сложности, чередующихся с рядом довольно простых стандартных «стихов», например кругов, звезд и т. д. Этот формат постепенно превратился в наборы кадрилей, где серия из пяти или шести «хоровых фигур» последовательно исполнялась без промежуточных «стихов». По мере развития практики использования мелодий из популярных опер и другой актуальной музыки, фактически танцы стали довольно стандартизированными.
Термин «вальс» первоначально использовался для любого танца с кружащимися парами. Подобные танцы, был расценены как весьма скандальные в Англии эпохи Регентства, и даже были высмеяны в поэме лорда Байрона. Их закрытая бальная позиция эволюционировала от немецких народных танцев, используемых в алемандах в дореволюционной Франции. В Британии же вальсы продолжали провоцировать полемику в 1820-е годы.
Этот характерный романтический стиль, подразумевающие объятия, в котором пары больше не танцевали бок о бок, распространился на различные славянские танцевальные формы, такие как полька и мазурка, а также на двухтактный галоп и, в самом конце века, на первые версии танго .
Музыка вальса претерпела значительные изменения от затушеванных выверенных темпов, впервые предложенных Йозефом Ланнером. Благодаря быстрому кружению, вызванному музыкой Штрауса, на свет начали появляться такие эксперименты, как пятитактный вальс, а также наблюдалось возвращению к более мягким темпам к 1900 году, когда молодое изобилие перешло на рэгтайм.




