Юаньская драма ца-чу
В период Сун родилась новая форма театра - юаньская драма (ца-чу), в которой сочетались драма, музыка и танец. Она постепенно превратилась в две отдельные формы - южную и северную. Северная драма ца-чу характеризуется обязательным музыкальным сопровождением, а также тем, что постановки идут намного дольше, по сравнению с южным вариантом. Выступление начиналось с музыкально-танцевальной "прелюдии", после чего следовало собственно само драматическое действо. Во время всей постановки сочетались танцы, декламация и пение. Заканчивалась постановка комическим номером и проигрышем инструментальной музыки.
Театральные постановки династии Сун
К сожалению, не сохранилось полных текстов песен, которые использовались во время юаньской драмы, хотя из исторических записей достоверно известно, что когда-то их существовали сотни. Также известно, что некоторые из особенностей ранних постановок ца-чу были ассимилированы в более поздних театральных формах. Корни ряда символов юаньской драмы восходят к более старым "пьесам помощников", но разнообразие персонажей было существенно расширено. Вместо двух персонажей, как это было ранее, на сцене одновременно играли несколько актеров. Основной исполнитель назывался мони, а рассказчика называли инь-цзы. Актеров, которые отыгрывали чиновников и женские роли, назвали чжуан-ку. Еще одной разновидностью персонажей являлись клоуны с раскрашенными лицами фу-цзин и фу-мо.
Театральные постановки династии Сун
Репертуар пьес юаньской драмы был довольно разнообразен. Большой популярностью пользовались постановки о призраках или героях и злодеях древности. Актеры, исполняющие эти роли, обычно носили очень сложные и вычурные костюмы. Также популярными были любовные истории, многие из которых были основаны на религиозных или исторических легендах, а также рассказах о сверхъестественном. В сюжете таких постановок часто фигурировал молодой ученый, который был вынужден уехать в столицу для сдачи императорских экзаменов, а его молодая жена оставалась дома. Пара должна была пройти через многие трудности и приключения, которые впоследствии стали основной темой для бесчисленных более поздних опер.
Сцена из постановки наньси 13 века