История танца в Индии (классические сольные танцы: бхаратанатьям, кучипуди, орисси и катхак)
| Народные танцыИндийские классические танцы
Как признает сегодня большинство специалистов, в Индии грань между "классическими" ("марги") и "народными" или региональными стилями ("дези") не всегда четкая. Многие традиции в большинстве штатов Индии явно нельзя рассматривать по этой упрощенной классификации. Тем не менее, в течение 20-го века было определено, что шесть (а позже количество было изменено на восемь) главных школ танца считаются "классическими" стилями. В классификация включала в себя бхаратанатьям (штат Тамилнаду), манипури (штат Манипур), катхак (танец, на который оказали влияние персидские танцы и который первоначально исполнялся на севере Индии), катхакали (штат Керала), кучипуди (штат Андхра-Прадеш) и одисси (штат Орисса).
Бхаратанатьям
Большинство из них в настоящее время чаще всего исполняются как сольные формы танца, а первоначально они исполнялись девадаси или храмовыми прислужницами, которых с детства отдавали в храм "в жены" главному божеству храма. Эта практика была тесно связана с сектой индуизма под названием бхакти, члены которой всю свою жизнь посвящали божествам.
Манипури
Еще одной региональной разновидностью женского сольного танца, является мохиниаттам, который практикуется в штате Керала и по какой - то странной причине не был добавлен в список "классических" форм.
Все эти формы исполняются в соответствии с древним трактатом по театральному искусству и теории драмы и музыки "Натьяшастра" и классифицируются, как утонченные женские танцы ласья. В "Натьяшастре" упоминаются две различные категории танцев: ласья и тандава. Сильные или "мужские" танцы тандава связаны с творческим и деструктивным космическим танцем бога Шивы, в то время как изящные или "женские" танцы ласья, как говорят легенды, был созданы супругой Шивы, богиней Парвати.
Катхак
Ласья также подразумевает тип исполнения, в котором исполнитель не только сольно танцует, но также исполняет театральное действо с помощью жестов и мимики, а текстовая часть постановки исполняется отдельным певцом. Одной из характерных черт сольных танцев ласья является то, что они сочетают в себе как "чистые", не несущие повествовательную роль, танцы нррта, так и мимические техники абхинайя, с помощью которых сольные танцоры отображают всех персонажей, упомянутых в тексте, который исполняет певец.
Катхакали
Из этих танцев в стиле ласья бхаратанатьям по историческим причинам был доминирующим. Можно даже утверждать, что он сильно повлиял на другие сольные формы танца. К примеру, мохиниаттам и кучипуди находились под глубоким влиянием его стиля и в особенности его репертуара.
Кучипуди
Катхак, который происходит из северной части Индии, проистекает из совершенно иного контекста. На севере, после вторжения из Центральной Азии в 10 - 12 столетиях, большие площади оказались под властью Исламского Делийского султаната, а затем в 16 веке, под властью империи Моголов. Таким образом , Северная Индия находилась под влиянием исламской, в частности, персидской культуры.
Одисси
Катхак является плодом слияния персидско-могольской и местной северноиндийской культуры. Впрочем, как и бхаратанатьям, этот стиль уже не ограничивается только областью его появления. Катхак и бхаратанатьям изучают и практикуют по всей Индии, а также за рубежом. На международном уровне они являются, вероятно, наиболее известными формами индийского танца сегодня.