Бхаратанатьям
В целом индийские танцы характеризуются чрезвычайно активной работой торса, лица, рук и локте, а также потрясающе развитой и сложной системой жестов, известных как мудры. В то время как эти качества характеризуют индийский классический танец в целом, существуют значительные различия в каждой школе.
Бхаратанатьям
Пожалуй, самой изящной и утонченной из всех форм является бхаратанатьям. Традиционно, этот танец исполняются женщинами, хотя бывают исключения. В типичной позиции бхаратанатьям ноги танцовщицы согнуты, руки часто расположены на бедрах, а тело удерживается в вертикальном положении. Даже в движения, в которых изгибается торс, все равно никогда не создается впечатление, что танцовщица упадет, наоборот — есть чувство какой-то воздушности. Ноги выполняют небольшие движения по земле: например, может подниматься пятка, после чего нога «перетекает» на носок и поднимается в воздух. Казалось бы, это очень простое движение, но описать его сложно — это нужно видеть. Быстрые и ритмичные смены позиций ног исполняются под музыкальное сопровождение.
Бхаратанатьям
В то время как ноги в бхаратанатьяме исполняют основную последовательность шагов, руки, локти и голова также не остаются без дела — они исполняют сложные движения. Руки всегда согнуты в локтевом суставе и никогда свободно не висят в воздухе. Они могут быть расставлены в стороны, подняты над головой или согнуты в локтях во многих различных положениях. При выполнении мудры руки передают разные значения в зависимости от положения пальцев и того, согнута ли ладони «чашечкой» или нет. Шея двигается из стороны в сторону, голова кивает или поворачивается, глаза также движутся. Каждое из этих различных движений способствует ритмичной и визуальной сложности танца.
Катхакали
Катхакали - это танец-драма, который исполняется мужчинами, поскольку этот танец считается слишком энергичным и трудным для женщин (хотя женщины могут изучить этот танец и исполнять его определенные элементы). Танцоры носят сложные головные уборы и костюмы, а также обширный макияж. Что интересно, нанесение макияжа может занять до четырех часов и он позволяет танцору полностью вжиться в роль, которую он собирается выполнить. Основная позиция катхакали - глубокий изгиб туловища и согнутые ноги, опирающиеся на внешнюю сторону подошвы, что придает танцору «косолапый» вид. Эта поза позволяет ему пережить длительные выступления, снижая нагрузку на ноги.
Катхакали
Большинство танцев катхакали очень энергичные. Шаги в них шире и более энергичные, чем в бхаратанатьяме, ноги поднимаются выше, а размахи рук шире. Движения рук, тела и головы также намного более выразительные. Еще одной особенностью танца является выражение лица: танцоры катхакали имеют такой контроль над своими лицевыми мышцами, что могут смеяться одной стороной лица и плакать другой стороной. Более подробно передать сюжет танца помогают мудры, хотя они не всегда означают одно и то же, что и в бхаратанатьяме.