Дайчово хоро
Этническая группа «шопи» в Западной Болгарии практикует много танцев типа дайчово, наиболее распространенными из которых являются те, в названия которых есть слово «лила», а также турне моен, зизаж нане и подлистушка.
Дайчово хоро
В 1930-е годы и особенно в послевоенные 1940-е годы гастрольные танцевальные труппы распространили различные танцы шопи (копаница, граовско-хоро, рипна-мака и т. д.) по всей Болгарии и Восточной Сербии. Одним из самых впечатляющих была разновидность дайчово под названием зизаж нане. Он распространился как лесной пожар после войны, добрался до отдаленных деревень и некоторое время угрожал вытеснить множество местных танцев в регионах, расположенных далеко от Добруджи и юго-восточной Фракии.
Этот зизаж нане является самым известным среди американских народных танцоров. Это, большей частью, «популярный» Дайчово в очень быстром темпе, чередующемся с эффектными фигурами, исполняемыми в соответствии с сигналами лидера. Слово «зизаж» на диалекте шопи означает «встряхнуть или подпрыгнуть вверх и вниз», а слово «нане» буквально означает «старший брат» (это знакомое слово, используемое при обращении к близким друзьям-мужчинам). То есть, «зизаж нане» вольно можно перевести, как «Встряхните его, брат».
Дайчово хоро
Со временем зизаж нане подвергся многим стилизациям. Одним из таких изменений, которое оказалось чрезвычайно эффективным для сцены, было развитие простых сигнальных слов в антифональных командных и ответных криках: танцоры выполняют фигуры в танце после команды, выкрикиваемой лидером (при этом, отвечая ему в унисон).
Зарубежные танцоры часто бывают озадачены тем фактом, что, по-видимому, не существует фиксированного или стандартного набора па или фигур в варианте этого дайчово. К тому же зизаж нане, который был завезен в Соединенные Штаты и Канаду болгарскими иммигрантами, существенно отличается от болгарского и сербского стилей этого танца