Артур Сен-Леон
Артур Сен-Леон (урожденный Шарль Виктор Артур Мишель) родился 17 сентября 1821 года в Париже, Франция и умер 2 сентября 1870 года также в Париже. Французский балетный танцор, хореограф, скрипач и изобретатель метода танцевальной нотации вошел в историю как первый хореограф балета «Коппелия».
Балет «Коппелия» Артура-Сен-Леона
Изначально Артур обучался у своего отца, Мишеля Сен-Леона, который был танцором и помощником Пьера Гарделя в Парижской Опере. Артур Сен-Леон провел большую часть своего детства в Штутгарте, Германия, где его отец занимал пост придворного мастера балета. Еще в молодом возрасте он оказался на удивление одаренным танцором. После уроков у отца, Артур продолжил обучение у известного танцора Альбера (Франсуа Декомб), который был особенно известен тем, что пытался развить у своих студентов виртуозность исполнения. Хотя танец стал основным направлением Сен-Леона, он в юности также показал необыкновенное мастерство в качестве скрипача (учился игре на скрипке Артур у Йозефа и не кого иного, как самого Николо Паганини).
Артур Сен-Леон
Дебютировал на сцене Артур в Мюнхене в 1835 году, а его первое крупное выступление состоялось в возрасте 17 лет в Брюсселе в 1838 году. До 1839 года от выступал в бельгийском театре «Ла Монне», причем в амплуа первого танцора, несмотря на юный возраст. Оттуда он переехал в Вену и Милан, а в 1843 году Сен-Леон начал выступать в Лондоне, где он сразу же приобрел славу танцора с феноменальной техникой. Там его пути пересеклись с балериной Фанни Черрито, которая была тогда в расцвете своей карьеры. Они оказались как будто идеально созданы друг для друга и их совместные выступления на сцене стали одной из главных достопримечательностей нескольких сезонов подряд в Лондоне. Вместе они поставили популярный балет «Ла Вивандьер» в 1844 году, а в следующем году пара поженилась в Париже.
С 1847 Сен-Леон и Черрито выступали в течение трех сезонов в Парижской опере, где Сен-Леоном поставил расширенную версию «Ла Вивандьер», которая отличалась блестящей техникой танцоров в ней. Позже он поставил еще два балета, которые оба стали очень популярными, «Stella» (1850) и «Pâquerette» (1851).
Фанни Черрито, Артур Сен-Леон, Мирия Тальони и Люсиль Гранн
В 1851 году Сен-Леон и Черрито развелись, а в 1854 Сен-Леон отправился в Португалию, где занимал должность балетмейстера в Лиссабоне с 1854 по 1856 годы, после чего он провел нелегкий тур по Европе с небольшой труппой во главе с Луизой Флери, которая в итоге стала его пожизненным спутником.
В 1859 году он был назначен балетмейстером Имперского Русского Балета, сменив на этой должности Жюля Перро. Он занимал этот пост до своей смерти в 1870 году, поставив серию балетов, наиболее успешным из которых стала «Маленькая горбатая лошадь» (1864 г.), который был известен тем, что в его сюжете и танцах обыгрывался русский фольклор. Этот балет присутствовал в российском театральном репертуаре на протяжении многих лет.