Мерс Каннингем
Школа экспрессионизма доминировала в современном танце в течение нескольких десятилетий. Однако с 1940-х годов экспрессионизм получил новое развитие благодаря Мерсу Каннингемому. Каннингем хотел создать танец, смысл которого заключался только в самом танце - в видах движения, на которые способно человеческое тело, ритме, фразировке и структуре.
Мерс Каннингем
Прежде всего он хотел создать танец, который не подчинялся бы требованиям повествовательного или эмоционального выражения. Это не означало, что Каннингем хотел сделать танец подчиненным музыке или дизайну; напротив, хотя во многих из его работ музыка и дизайн составляли сильную часть общего эффекта, эти элементы часто задумывались и разрабатывались независимо от собственно самого танца. Каннингем считал, что движение должно определять свое собственное пространство и устанавливать свои собственные ритмы, а не зависеть от дизайна и музыки. Он также чувствовал, что зрителю будет интереснее и сложнее столкнуться с этими независимо функционирующими элементами, а затем самому выбрать, как связать их друг с другом.
Мерс Каннингем
Полагая, что все движения являются потенциальным танцевальным материалом, Каннингем разработал стиль, который охватил необычайно широкий спектр: от естественных, повседневных действий, таких как сидение и ходьба, до виртуозных танцевальных движений. Элементы его стиля даже имели близкое сходство с балетом: прыжки были легкими и воздушными, а движения ног замысловатыми и строго контролируемыми. Как и у Грэм, многие движения Каннингема были сосредоточены на спине и туловище, но они имели тенденцию не столько к драматическим сокращениям и изгибам, сколько к меньшим и более четко очерченным наклонам и изгибам (руки также часто были изящных изогнуты).
Мерс Каннингем
Наборы движений Каннингема часто состояли из сложных, скоординированных движений головы, ног, тела и конечностей, которые сочетались в череде быстро меняющихся положений. Расстановка исполнителей на сцене была также сложной: в любой момент могло быть несколько танцоров, которые казались случайными группами, но при этом все они исполняли разные сочетания движений одновременно. Без каких-либо основных действий, доминирующих на сцене, зритель мог сосредоточиться на любой части танца.
Мерс Каннингем
В то время как работы Грэм обычно строились вокруг каких-то событий, повествующих об определенном сюжете, работы Каннингема обычно строились на проработке одной или нескольких хореографических идей, развитие которых могло быть определено случайным образом. Что немаловажно, это вовсе не означало, что произведениям Каннингема не хватало выразительной силы. Каннингем считал, что выразительные качества в танце не должны определяться сюжетной линией, а должны просто возникать из самого движения. «Эмоции появятся, когда движение будет танцевать, - заявлял он, - потому что именно в этом и заключается жизнь».