Мариус Петипа родился 11 марта 1818 года в Марселе, Франция и умер 14 июля (1 июля по старому стилю) 1910 года в Гурзуфе, Российская империя. Балетный танцор и хореограф работал в течение почти 60 лет на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге и оказал огромное влияние на современный классический русский балет. Он руководил многими из величайших танцоров русского балета и разработал ряд балетных постановок, которые и поныне сохраняют важное место в российском танцевальном репертуаре.
Мариус Петипа
Мариус Петипа и его брат Люсьен (который впоследствии стал главным танцором в Парижской Опере) получили свои первые уроки танца от своего отца Жана-Антуана Петипа, балетмейстера, который в течение длительного времени работал в Брюсселе. После сценического дебюта Мариуса в Нанте, Франция в 1838 году, он танцевал в Бельгии, Франции и Соединенных Штатах (в Нью-Йорке Мариус стал настоящей сенсацией сцены в 1839 году), Затем он довольно долго выступал в Испании, где Мариус собрал большой материал для балетов, которые он позже ставил в России. Он зарекомендовал себя как талантливый художник в жанре пантомимы и как один из выдающихся танцоров своего времени.
Мариус Петипа
Петипа впервые появился в Санкт-Петербургском Мариинском театре в 1847 году, куда он приехал по приглашению российских властей. На русской сцене он дебитировал в балете «Пахита». В 1858 году и поставил свой первый оригинальный балет «Брак во время регентства», который Мариус создал для своей жены, балерины Марии Суровщиковой. Первым же его балетом, который снискал огромный успел, была постановка «Дочь фараона», 1862 г.
Мариус Петипа с сыном Жоржем и старшей дочерью Марией
Позже, после того, как Мариус Петипа окончательно прекратил выступления на сцене, он стал хореографом в 1862 году и главным балетмейстером Мариинского театра в 1869 году. Петипа поставил более 60 балетов, которые стали основой современного классического балета в России. Он сотрудничал с Чайковским при создании «Щелкунчика» и «Спящей красавицы», а также создал собственные версии «Лебединого озера», «Раймонды» и «Жизель». Среди прочих его основных балетов можно выделить «Дон Кихот» (1869 г.), «Баядерка» (1877 г.) и «Корсар» (1899 г.). После смерти своей первой жены Петипа женился в 1882 году на другой танцовщице балета, Любови Савицкой. В 1894 году французу предоставили российское гражданство.