Марина Семенова
Марина Тимофеевна Семенова родилась в Санкт-Петербурге 12 июня 1908 года (30 мая по старому стилю). Она потеряла своего отца в раннем детстве, а мать отдала девочку по совету своей подруги в любительский танцевальный кружок. В возрасте десяти лет она оказалась на прослушивании в балетной школе Ленинградского балетного училища, где выступила перед комитетом судей, в том числе перед Вагановой. Девочку приняли в класс Агриппины Вагановой, где она стала одной из любимых учениц великой балерины. Во время выпуска Семеновой осенью 1925 года Марина дебютировала на профессиональной сцене, станцевав партию феи Наилы в балете «Ручей» (La Source). Буквально с этого первого выступления балерина снискала большой успех, а критики немедленно окрестили ее настоящей преемницей великих имперских балерин Павловой, Трефиловой и Карсавиной.
Марина Семенова
В своем первом сезоне в Ленинградском театре оперы и балета Семенова танцевала второстепенные роли принцессы Флорины в «Спящей красавице» и Королевы дриад в «Доне Кихоте», при этом демонстрируя (со слов критиков) задатки истинной классической балерины. Неудивительно, что в следующем сезоне ей доверили роли Одетты-Одиллии и Никии. В течение следующих четырех сезонов Семенова увеличила свой репертуар классических героинь ролями Авроры, Китри, Аспиччии в «Дочери фараона» и Раймонды.
Марина Семенова
В 1930 году она стала одной из первых балерин Ленинграда, которая успешно перешла в Большой театр, где стала основной исполнительницей классических ролей в течение следующих 24 сезонов. Здесь она продолжала танцевать свои ленинградские роли, а также роли нескольких новых классических героинь, таких как Жизель и Эсмеральда, и роли в некоторых новых советских балетах: Мирей в «Пламени Парижа», Полины в «Кавказском пленнике», Королевы бала в «Медном всаднике» и главной героини в «Мирандолине». Ушла со сцены Семенова в 1954 году.
Марина Семенова
Что было крайне редко для артистов во времена сталинского режима, балерине предоставили годичный отпуск в Большом театре, чтобы она смогла выступить в Парижской национальной опере в 1935 году, где она выступала в «Жизели» с Сержем Лифарем. Также они вместе в это время танцевали в «Лебедином озере», «Спящей красавице», «Шопениане» и «Баядерке».
Семенова внесла большой вклад в развитие русского классического балета своим эпическим стилем, а также спокойным величием движений. К сожалению, сегодня сохранилось мало хорошо отснятого материала о ней, который мог бы адекватно дать представление о чуде ее появления на сцене. Марина была мягкой, женственной и имела огромную популярность среди московской аудитории. Даже когда 90-летняя Семенова посещала спектакли, зрители в театрах регулярно приветствовали ее и дарили ей цветы.
Марина Семенова
После ухода со сцены Марина Семенова была центральной фигурой в обучении балету в Москве. Она преподавала в Московском хореографическом училище в 1954-1960 годах, а с 1960 года стала обучать педагогов в ГИТИСе.
Умерла Марина Семенова 9 июня 2010 года в возрасте 102 лет.