Жан Доберваль
Жан Доберваль (урожденный Жан Берше д’Оберваль) родился 19 августа 1742 года в Монпелье, Франция и умер 14 февраля 1806 года в Туре, Франция. Считается, что именно этот французский балетный танцор, преподаватель и хореограф, который был учеником Жана-Жоржа Новерра, является создателем жанра комедийного балета.
Жан Доберваль и его жена Мари-Мадлен Крепе
Поскольку Доберваль родился в семье актера театра, неудивительно, что ребенка начали готовить к балету с раннего детства. Впервые на сцене Доберваль дебютировал в 1759 году, в туринском театре «Реджио». В 1761 он появляется уже на сцене Парижской Академии (ныне Парижская Опера), где сразу стал известен благодаря своим уникальным пантомимическим танцевальным способностям. В 1762 и 1764 годах француз выступал в Штутгарте. В 1773 году он был назначен помощником балетмейстера Парижской Академии, а в 1781 возглавил (вместе с Максимилианом Гарделем) балетную труппу Академии. В 1783 году Доберваль отправился выступать в качестве танцора в Большой театр в Бордо, где позже также работал в качестве балетмейстера.
"Балет "Тщетная предосторожность"
Доберваль был ведущим учеником балетмейстера Новерра и впоследствии очень многое сделал для распространения идей своего учителя относительно ballet d’action (сюжетного балета). А учениками Доберваля, в свою очередь, были Дидло, которого иногда называют «отцом русского балета» и Сальваторе Вигано, который подарил танцевальную драму Италии.
"Балет "Тщетная предосторожность"
Среди нескольких балетов, хореографию которых поставил Доберваль, самой известной была постановка «Тщетная предосторожность» (1789, оригинальное название — «Балет о соломе, или от худа до добра всего лишь один шаг»), в которой главную роль Лизы сыграла Мадемуазель Теодор (Мари-Мадлен Крепе), жена Доберваля и одна из любимых балерин Новерра. «Тщетная предосторожность» была одним из первых комедийных балетов и одним из первых балетов, в которые не был включены реалистичные или мифологические сюжеты. Вместе с балетом «Капризы Амура и балетмейстера» Винченцо Галеотти (1786) она является одним из самых старых балетов, которые до сих пор присутствуют в репертуаре современных трупп. Хотя оригинальная хореография Доберваля была утеряна, сохранились несколько более поздние версии, основанные на оригинальном сценарии, в частности - постановки Льва Иванова и Мариуса Петипа (1882) и Фредерика Эштона (1960).