Элвин Эйли.
Родившийся 5 января 1931, в Роджерсе, штат Техас, Элвин Эйли стал одной из ведущих фигур в современном танце 20-го века. Мать родила его в 17 лет, а когда Элвину было 6, его отец ушел из семьи. Мальчик рос в бедности в маленьком техасском городке Навасота. Эйли позже черпал вдохновение из церковных служб для черных людей, которые он часто посещал в детстве, а также из музыки, которую он слышал, когда заходил в местный танцевальный зал. В возрасте 12 лет, Элвин с матерью переехали из Техаса в Лос-Анджелес
В Лос-Анджелесе, Эйли оказался одаренным учеником во многих отношениях. Он преуспел в языках и легкой атлетике. Однажды увидев выступление Русского балета Монте-Карло, Эйли буквально загорелся танцами. Он начал изучать современный танец с Лестером Хортоном в 1949 году, а в следующем году присоединился к танцевальной компании Хортона.
Американский театр Элвина Эйли.
В 1954 году Эйли дебютировал на Бродвее в небольшой музыкальной постановке Трумэна Капоте "Дом цветов". В следующем году, он снова появился на сцене в "Беззаботном дереве". Уже в 1957 году Эйли выступил в качестве ведущего танцора в другом бродвейском мюзикле "Ямайка", в котором также выступали Лена Хорн и Рикардо Монтальбан. В это время, пребывая в в Нью-Йорке, Эйли также имел возможность учиться танцам у Марты Грэм и выступать со Стеллой Адлер.
Эйли достиг своей наибольшей известности со своей собственной танцевальной компанией, которую он основал в 1958 году. В том же году он дебютировал с постановкой "Номер блюза", основную идею которого он почерпнул из южных корней. Еще одной из главных его ранних работ было "Откровения", в процессе создания которых Эйли черпал вдохновение в афро-американской музыке его юности. Это постановка проникнута духом блюза, спиричуэлса и госпела. По информации с сайта "Американский театр танца", посвященного Элвину Эйли, его танец "Откровения" был посвящен воспоминаниям Эйли о его детстве в сельском Техасе и баптистской церкви.
Барри Мартин и Элвин Эйли. 1988 г.
В 1960 году Эйли вывел свою компанию на более широкий уровень. Госдепартамент США спонсировал его тур, которая помогл создать Эйли международную репутацию. Он прекратил личные выступления в середине 1960-х, но продолжал ставить хореографию в многочисленных шедеврах. В 1969 году Эйли поставил "Язык масакела", основная идея которого заключалась в том, как непросто жить чернокожим в Южной Африке. В том же году Эйли основал "Американский танцевальный центр Элвина Эйли", который нынче называется "Школа Эйли".
В 1974 году Эйли использовал музыку Дюка Эллингтона в качестве фона для "Ночного существа". Он также расширил свою танцевальную компанию путем создания "Репертуарного ансамбля Элвина Эйли" в том же году. За время своей долгой карьеры, Эйли поставил около 80 балетов.
Американский театр Элвина Эйли.
В 1988 году Элвин Эйли был удостоен награды Центра Кеннеди за вклад в искусство. Но эта престижная награда была ему вручена буквально на закате жизни. Эйли умер в возрасте 58 лет 1 декабря 1989 года, в больнице Ленокс Хилл в Нью-Йорке. В то время, "The New York Times" сообщила, что он страдал от "терминальной дискразии крови" - редкого заболевания, поражающего костный мозг и клетки крови. Но позже выяснилось, что Эйли умер от СПИДа.
Несмотря на свою преждевременную кончины, Эйли продолжает быть важной фигурой в искусстве из-за балетов, которые он создал, и организаций, которые он основал.