Удай Шанкар
Человек, который имеет честь быть «основателем современного танца» в Индии, изначально не имел вообще никакого отношения к танцам. Удай Шанкар (1900-1977), старший брат музыканта Рави Шанкара, принадлежал к семье раджастани с корнями из современного Бангладеша. А изначально он интересовался живописью, а не танцами.
Удай Шанкар
Некоторое время он изучал право, прежде чем стал импресарио. В 1920 году он отправился в Лондон, чтобы учиться в Королевском колледже искусств. Это был период так называемого «Ориентализма» в Европе. Все, что считалось связанным с «экзотическим востоком», было очень модным.
Удай Шанкар
Удай Шанкар выступил как «индийский танцор» на одном из благотворительных мероприятий, организованных его отцом в Лондоне. Среди зрителей была также Анна Павлова (1882-1931), самая известная русская балерина того времени. Павлова как раз собиралась создать свою собственную «восточную» хореографию и она выбрала Удая Шанкара в качестве партнера по танцу.
Их совместная постановка, балет «Кришна-Радха» прошла с весьма успешной премьерой в Королевском оперном театре «Ковент –Гарден» в 1923 году. Позже они также совместно поставили балеты «Фрески Аджанты» и «Восточные впечатления».
Удай Шанкар
В Европе и в Америке Удай Шанкар в первую очередь почерпнул западную эстетику сцены со всеми возможностями сценического декора и электрического освещения. Хотя он в основном работал по той же схеме, как это делали западные художники, одновременно Шанкар пытался захватить романтическую концепцию восточного мистицизма в своих творениях.
Удай Шанкар был уже знаменитостью, когда он вернулся в Индию в 1927 году. Впоследствии он снова уехал в Европу в 1937 году и основал в Париже первую индийскую танцевальную труппу. В то время «Русский балет» Дягилева и «Ballet Suédois» Рольфа де Мааре гастролировали по всему миру с репертуаром, который включал в себя восточные номера. Удай Шанкар выступал семь лет по всей Европе и Америке вместе со своей труппой под названием «Удай Шанкар и его индо-балет».
Удай Шанкар
В 1960 году Удай Шанкар поселился в Калькутте, где он основал свой «Центр танца Удая Шанкара» в 1965 г. Именно он больше всего повлиял на распространение концепции индийского балета, в котором различные индийские системы движения были адаптированы к эстетике западной сцены.