Экспрессионизм в танце начала 20 века
Вместо того, чтобы бросить вызов гравитации, как в балете, исполнители современного танца подчеркивали свой собственный вес. Даже все их прыжки и «летящие движения» выглядели так, будто танцоры всего только на мгновение вырвались из влекущего их вниз притяжения Земли, а многие из их движений исполнялись близко к полу или вовсе лежа. Например, Марта Грэм разработала широкий репертуар «падений», а стиль Мери Вигман характеризовался согнутыми коленями, часто отброшенной назад головой и руками, которые редко поднимались высоко в воздух.
Экспрессионизм в танце начала 20 века
В балете пытались скрыть «приземленность» или «бросить вызов силе тяжести», поэтому в нем стремились скрыть любой намек на напряжение в танцах. Современный танец, напротив, особенно в работах Грэм, подчеркивал эти качества. Угловатые движения, сжатые кулаки и согнутые ноги, а также кажущиеся насильственными движения спины и четко выделяющаяся линия напряженности, проходящая через все движения – это была хореография Марты Грэм, которая выражала не только борьбу танцовщицы против физических ограничений, но и мощь ее страсти и разочарования. Движения всегда были выразительные жесты и никогда не носили декоративную форму. Часто тело и конечности танцоров выглядели изломанными, а их лица искаженными эмоциями, но такие хореографы, как Нижинский, не боялись показаться некрасивыми (как, впрочем, делали и большинство их современников).
Экспрессионизм в танце начала 20 века
Структура ранних современных танцевальных произведений отчасти способствовала фрагментированным повествовательным и символическим характеристикам модернистского искусства и литературы. Грэм часто использовала методы ретроспекции и «сдвигала временные рамки», как в «Клитемнестре» (1958) или использовала различных танцоров, которые изображали разные грани одного символа, как в «Серафическом диалоге» (1955). Группы танцоров формировали единое целое и часто представляли социальные или психологические моменты. В тот момент было очень мало иерархического разделения между ведущими танцорами и кордебалетом.