Лаосская танцевальная драма по мотивам Рамаяны
Как и в соседних буддийских странах, таких как Таиланд, Мьянма и Камбоджа, в Лаосе также существует свой собственный вариант изначально индийского эпоса Рамаяна. На самом деле, существуют две версии этого эпоса, Кхвай Турапи и более известная Пхра Лак Пра Лам. Название последнего сочетает в себе имена двух эпических героев: Лакшмана (Фа-Лак) и Рама (Фа Лам).
Лаосская танцевальная драма по мотивам Рамаяны
Считается, что Рамаяна постепенно была внедрена в Лаосе посредством кхмеров и соседнего Сиама. В местных традициях ее переделали в стихотворную форму, которая похожа на буддийские истории Джатака. В отличие от Джатака, подобное творчество создавалось по мотивам Рамаяны а также тайской версии эпоса, Рамакиен.
В лаосской версии роль Раваны (Рафанасуан) занимала более центральное место, по сравнению с традиционными главными героями, Рамой или Пхра Лам и магической обезьяной Хануман, которая превращается в человека в конце эпоса.
Лаосская танцевальная драма по мотивам Рамаяны
Пра Лак Пра Лам — придворный драматический танец
Королевский двор Лао в Луангпрабанге, как полагают, перенял классическую культуру от королевского двора кхмеров в середине четырнадцатого века. Небольшое государство не было в состоянии позволить себе нанять большое количество придворных танцоров, и поэтому традиции кхмеров были соответственно адаптированы к меньшим масштабам. Во время тайской гегемония в Камбодже и Лаосе были распространены тайские традиционные танцы и драма, а ритуальные и развлекательные танцевальные традиции маленького королевского двора Лаоса сформировались намного позже тайских традиций.Лаосская танцевальная драма по мотивам Рамаяны
Репертуар Королевского балета Лаоса в основном состоял из тайских традиционных танцев, которые чаще всего исполнялись в виде сольных номеров или представляли из себя композиции, исполняемые небольшими группами танцовщиц. Отдельно стоит отметить, что все эти танцы исполнялись исключительно женщинами-танцовщицами. Основной формой танцевальной драмы стала Пра Лак Пра Лам, практически аналогия тайского хона и камбоджийского лакхон холь.
Лаосская танцевальная драма по мотивам Рамаяны
Существуют, однако, четкие различия между этими формами. В версии Лао главные герои Пра Лак Пра Лам носят маски из папье-маше, в то время как в тайской и камбоджийской версиях они на протяжении более века танцевали без масок. Старинные образцы придворных масок сейчас выставлены в Национальном музее в старом королевском дворце.