Классические камбоджийские танцы
Основываясь на сохранившихся письменных источниках, ученые предполагают, что танцоры в империи Ангкора чаще всего выступали в храмах и чуть реже — в королевских дворцах, где они были фактически постоянными служащими, подобно девадаси при средневековых индуистских храмах. В более поздние периоды, когда буддизм Тхеравады, равно как и другие аспекты культуры, были переняты из Таиланда, придворные танцоры продолжали работать сугубо при дворах и жить в районе дворцов.
Классические камбоджийские танцы
Ритуальные спектакли ставились в храмах и в других ритуальных местах по всей стране, хотя главной задачей придворных танцоров было заботиться о королевских ритуалах. Также ставились спектакли для иностранных гостей. Должностные лица и мелкие сановники могли иметь свои собственные танцевальные труппы, которые часто возглавляли бывшие придворные танцоры.
Придворная труппа в основном состояла из танцовщиц, которые также часто были поварихами, служащими при дворце или "второстепенными" женами короля. В прежние времена их сфера жизни была строго ограничена дворцом, им не разрешалось жениться, пока они служили при королевском дворе. Такие обычаи существовали вплоть до 1940-х годов, когда во время правления короля Сианука танцовщицам было разрешено жить за пределами дворцовой территории и жениться.
Классические камбоджийские танцы
Репертуар
Камбоджийские придворные танцевальные традиции были тесно связаны с тайскими традициями на протяжении веков. Тайские традиции были переняты в Камбодже, поскольку молодые камбоджийские князья часто получали образование при дворе Таиланда, а также потому, что тайские танцоры и преподаватели танцев часто работали при камбоджийском королевском дворе. По сути, в Камбодже первая стандартизация классического танца состоялась уже в середине 19-го века.Танцоры в тайских костюмах в зале храма Ангкора
Королевская танцевальная труппа работала при полной поддержке королевского двора в Пномпене под названием лакхон луенг или "танцоры короля" до 1970 года. В двадцатом веке ее репертуар состоял из 40 танцев руенг и 60 танцев-драм "робам", которые в основном представляли собой групповые танцы в исполнении женщин.
Выступления изначально входили в состав придворных обрядов, но в настоящее время они часто предназначаются доя широкой аудитории, а также постоянно появляются инновации с целью возрождения древних кхмерских танцев. Это привело к появлению гибридных танцевальных постановок, сочетающих традиционную тайскую технику с позами, костюмами и драгоценностями, скопированными с древних кхмеров ангкорского периода.
Танцоры в тайских костюмах в зале храма Ангкора
Классическая техника танца использует несколько форм танцевальной драмы, от чисто классических форм до народных традиций. Самой впечатляющей из танцевальных драм сегодня является лакхон холь, которая по-прежнему исполняется, как при дворах, так и в сельской местности.