Современный танец
Так же, как музыка может улучшить настроение танца и повлиять на то, как зритель интерпретирует его драматическое содержание, так и визуальные элементы, такие как костюм, макияж, маски, реквизит, освещение и сценические наборы, могут усиливать определенные качества танца. Поскольку художественные технологии являются жизненно важными элементами театра, они важнее всего в тех театральных танцах (будь то драматические или абстрактные), в которых танцоры выступают перед неучаствующими в танце зрителями. Поэтому большинство дискуссий ведется об использовании визуальных элементов в качестве центрального элемента театрального танца.
Уличная труппа «Шаркс» исполняет хореографию Джерома Роббинса «Вестсайдская история» (1961 год)
Такие визуальные элементы, как костюм и макияж, также играют определенную роль в общественных и ритуальных танцах. В большинстве боевых и охотничьих танцев участники не только подражают движениям воинов или жертв, но также используют оружие, маски, макияж и шкуры животных, чтобы повысить реализм танца. Ношение шкуры животных является обычным средством во многих подобных танцах, чтобы «волшебным образом» получить силу или ловкость животных, отсюда и взялись перья орла, которые носят в головных уборах многие североамериканские индейцы, или туфли из оленьей шкуры, которые традиционно носят шотландцы.
Танцоры Качи-гори в Раджастане, Индия
В других ритуальных танцах одежда танцоров вполне может обладать магическим или религиозным значением. Танцующий суфиец начинает свой ритуал, сбрасывая черный плащ, символизирующий гробницу. Роспись тела в символические цвета характерна для многих племенных танцев в качестве средства удержания злых духов, в то время как вышивка на ряде европейских национальных костюмов часто является реликвией тех дней, когда она функционировала как волшебные амулеты. И, что самое главное, ношение специальной одежды в ритуальных танцах, как и в ритуалах, не связанных с танцем, - это способ сохранения священного смысла события и отдаления его от обычной жизни.
Выступление Мадонны в шоу «Sticky & Sweet», Тель-Авив, 2009
В праздничных танцах одежда и украшения играют важную роль в украшении движения и повышении атмосферы веселья, помпезности или возбуждения. В социальных танцах часто используется специальная одежда, связанная с ними - например, вечерние костюмы и объемные платья с блестками в бальных танцах или тесная черная одежда в рок-н-ролле. Такая одежда - это не только дань моде эпохи, но и «униформа», которая сильнее связывает танцора с танцем и другими танцорами. Как м музыка, одежда может помочь танцорам выразить свои повседневные чувства в танце.
Выступление Катхакали в Талипарамба, штат Керала, Индия
В театральных танцах повсюду использование визуальных эффектов имеет решающее значение. В индийском катхакали макияж лица занимает центральное место в изображении характера. Разнообразные бороды используются для обозначения хороших или плохих персонажей, а цвет макияжа еще более раскрывает их: окрашенное в зеленый и красный цвет, символизирует злой и свирепый характер, зеленое и белое лицо - героев и дворян, розовато-желтое лицо - женских персонажей и мудрецов, а черно-красный макияж используется для отображения женщин-демонов.
Танцоры в бхаранатьяме более бережно относится к мудрам для изображения персонажа, но макияж и костюм по-прежнему очень важны. Изящные, извилистые линии движений танцора подчеркиваются голым торсом и развевающимися юбками или брюками, в то время как сложные детали мудр подчеркиваются богатыми драгоценностями, цветами и украшениями костюма.