Китайский театр
Новая форма разговорной драмы в Шанхае начала распространяться с 1919 года группой молодых активистов, многие из которых учились за границей, и которые назвали себя "Движение четвертого мая". Среди этого круга интеллектуалов были популярны пьесы западноевропейских драматургов (в основном, реалистов), таких как Бьёрнсон, Стриндберг, Ибсен и Чехов. Также они сами писали новые пьесы, предназначенные для иллюстрации какой-либо одной злободневной темы, например, угнетения женщин в Китае. Темы в основном касались социальных и политических вопросов воспитания патриотизма, сопротивления во время войны против Японии (1937-1945), выживания во время японской оккупации.
Китайский театр
Аудитория хуайю или устной драмы, в основном, ограничивалась образованными интеллектуалами, которые уже были объединены общим мировоззрением и политической идеологией. Изначально казалось, что устная драма должна полностью заменить традиционные формы китайского театра. Постепенно, однако, эти две традиции вполне ужились бок о бок.
Это также привело к новым экспериментам в области музыкального театра. Новые постановки с современными костюмами стали известными как гейю - драматические песни. В них использовались мелодии и сюжеты пекинской оперы, кантонской оперы и сычуаньской оперы. Как уже упоминалось ранее, Мэй Ланьфан также ставил свои эксперименты в области гейю. Подобно разговорной драме, тематика гейю также зачастую была анти-феодальной, антиимпериалистической и патриотической.
Китайский театр
В разговорной драме отказались от стилизованных и символических традиционных китайских театральных форм. Вместо этого, новые постановки часто основывались на методе Станиславского, в котором участники должны попытаться выразить психо-реалистичную "внутреннюю правду" изображаемых ими персонажей. Традиция разговорной драмы, которая была популярна в основном в городах и среди образованной элиты, имела жизненно важное значение для развития китайских театра и танцев на протяжении десятилетий. В этой области работали все основные драматурги начала-середины 20 века.
Китайский театр
В начале в пьесах хуайю был только один акт, но постепенно эти пьесы начали быть многоактными. Этот процесс прекрасно проявляется в работах известного драматурга, Тянь Хан (1898-1968). Он начал с одноактных пьес, но позже его пьесы существенно выросли в объеме. Самой известной его постановкой была трагедия в трех актах "Смерть знаменитого актера", которую он написал в конце 1920-х годов. Он также работал в области современной пекинской оперы. В его либретто "Гуань Ханьцинь" он изобразил жизнь знаменитого драматурга династии юань. История разворачивается в борделе, в котором драматург плел заговор против монгольских правителей и императорской бюрократии. Сам Тянь Хань был смелым критиком социальной несправедливости. Это в итоге привело драматурга к опале и тюремному заключению во время Культурной революции. При этом в первые годы существования Китайской Народной Республики он был председателем Союза китайских драматургов.