Театр теней сбек тхом в современном исполнении, в сочетании с классическим танцем
Сбек тхом (большие кожи) является древней формой теневого театра, в котором танцующие кукловоды отыгрывают сценки из эпоса "Римкер" или же реже из буддийских историй "Джатака". Отыгрываются эти постановки с помощью марионеток, вырезанных из кожи, за экраном-ширмой из полупрозрачной ткани. Это исключительно редкая и очень архаичная форма театра теней. Единственным похожим жанром является "Нанг яй" в Таиланде. Оба эти жанра театра обычно можно встретить в храмах, а также во время различных церемоний, связанных с общественными праздниками.
Камбоджийский театр теней сбек тхом
Ученые не знают, как связаны традиции камбоджийского "сбек тхом" и тайского "нанг яй". Вполне возможно, что эта традиция была перенята тайцами помимо прочих элементов кхмерской культуры. С другой стороны, также возможно, что традиция была завезена из царства Аюттхайя в Камбоджу в период, когда Камбоджа или его часть была вассалом Таиланда. Однако, существуют небольшие стилистические различия между камбоджийским "сбек тхом" и тайским "нанг яй".
В большинстве азиатских теневых жанров театральные марионетки довольно небольшие, причем часто с подвижными конечностями. В сбек тхом же используются очень крупные (1-2-метровые) почти круглые несочлененные кожаные куклы, которые часто представляют собой силуэты персонажей из римкер. Кроме этих крупных марионеток также используются небольшие куклы, иногда даже с подвижными конечностями.
Камбоджийский театр теней сбек тхом
Большой экран, около 10 метров в ширину и около 4 метров в высоту, возводится на столбах на высоте около 2,5 метров над землей. Часто в передней части экрана располагаются музыканты традиционного камбоджийского оркестра "пин пит", в котором, как и в тайском оркестре пифат, используются гобои, ксилофоны, гонги и другие ударные инструменты. Рассказчики, которые находятся среди оркестра, параллельно декламируют и поют текст, который описывает действо, происходящее на экране.
Камбоджийский театр теней сбек тхом
Кукловоды же двигаются со своими марионетками как в передней части экрана, так и позади него. Движения танца продиктованы набором кукол, которые используют кукловоды в конкретной постановке. Таким образом кукловоды, изображающие благородных персонажей, движутся с грацией и достоинством, в то время как движения кукловодов, отыгрывающих персонажей-обезьян, подражают оживленным движениям обезьян и т.д.
Две труппы сбек тхом, как известно, активно выступали в первой половине 20-го века: одна в Пномпене, а другая в городе Баттамбанг. Позже, правительство создало несколько государственных трупп сбек тхом. Сегодня этот жанр часто сочетается с танцем и другими театральными формами в инновационных постановках. Также сбек тхом можно встретить в выступлениях для туристов.
Демонический герой в сбек тоук
Кроме сбек тхом, в Камбодже также существует еще один вид теневого театра, сбек тоук. Марионетки в сбек тоук гораздо меньше, чем крупные куклы в сбек тхом, а также часто они имеют подвижные конечности. Сбек тоук часто связывают с южно-тайским нанг талунг и идентичной формой театра в Малайзийскии. Во всех этих жанрах театра теней всеми марионетками манипулирует один кукловод, который также выступает в качестве рассказчика во время всей постановки.