Японский театр кабуки
В 19 веке центром кабуки стал Токио (который ранее назывался Эдо), где к концу века было создано три больших театра кабуки. К сожалению, все они были уничтожены пожарами и взрывами, и только один из них (известный как "Кабуки-дза") был перестроен в 1952 году. В настоящее время Национальный театр Токио также служит в качестве сцены для театра кабуки.
Японский театр кабуки
Во время эпохи Мэйдзи, когда модными стали западные формы развлечений, был изобретен новый, более реалистичный тип театра — так называемый "шин кабуки" или "новый кабуки", который тем не менее никогда не приобрел широкой популярности.
С 20-го века до начала 21-го века кабуки не был самой популярной формой традиционного театра Японии. Но это также не был застойный "музейный" жанр. Постепенно он развивался. К примеру, в настоящее время появились различные, зачастую даже противоположные тенденции. Несколько замечательных актеров и драматургов сделали инновационный вклад с целью модернизации кабуки в 20 веке.
Японский театр кабуки
Актеры и их типичные роли
Лишь в очень немногих разновидностях театров актеры сыграли одну из самых важных ролей в создании и разработке целой формы искусства, как это произошло в кабуки. Есть несколько категорий ролей с различными суб-категориями. Лишь самые талантливые актеры могут быть настолько универсальными, что они могут исполнять роли разных категорий. Намного чаще встречается, что актер специализируется только на одной из категорий, поскольку подготовка действительно классного актера может длиться в течение всей его жизни.Японский театр кабуки
Рассмотрим основные типы ролей в театре кабуки.
Wagoto - молодой горожанин, как правило, элегантный, даже женственный. Чаще всего в пьесе он влюблен в знаменитую куртизанку. Он может быть героем, но часто его потуги бесполезны и даже комичны. Wagoto носят белый грим и костюмы, основанные на городской моде периода Эдо.
Aragoto (стиль дикого воина) - сильный, зачастую агрессивный мужской персонаж, который может быть добрым или злым. Они носят стилизованный макияж, просторные мешковатые костюмы и часто высокую обувь.
Японский театр кабуки
Onnagata — женская роль, исполняемая мужчиной. Она может рассматриваться как воплощение стилизованной карикатурной актерской техники кабуки. Практика использования актеров-мужчин в женских ролях восходит к началу 17 века, когда появились вакашу-кабуки или "молодых мужчины кабуки". Когда женщинам запретили выступать на сцене в этом жанре в 1629 году, молодые мальчики заменили их. Когда мальчики-актеры были запрещены в 1652 году, женские роли начали исполнять взрослые мужчины. На протяжении всей истории кабуки актеры onnagata были звездами, которыми особенно восхищались и которые часто диктовали женскую моду.
Роли оннагата можно разделить на многочисленные суб-категории, каждая из которых обладает своими уникальными характеристиками. Keisei - яркая куртизанка, akahime - дочь самурайского военачальника, akuba - злая женщина из пьес sewamono, baba — старухи, musume - дочери обычных фермеров или жителей города и т.д.
Японский театр кабуки
Помимо трех основных ролевых категорий, описанных выше, wagoto, aragoto и onnagata, каждая со своими подкатегориями, есть также несколько незначительных типовых ролей: katakiyaku — злодеи, sabakiyaku — положительные мужские персонажи, jitsugoto - исторические личности, sanmaime - комические персонажи мужского пола.