Танцы островов Кука
На островах Кука есть несколько названий для «танца», самого популярного из выразительных искусств в этом месте. Сегодня обычно используется слово «ура», которое, как полагают, происходит от «хура» или «мехура», старых таитянских слов, обозначающих танец, или же гавайского термина «хула». Пожилые люди говорят, что раньше танцы называли «капа», это слово до сих пор используется для описания «боевых песен». Существуют «капа рима» (танец с использованием рук); «капа ракау» (танец клюшки); «капа роре» (танец на ходулях); «капа пиа» (танец с ящиками); «капа аи» (огненный танец) и другие.
Танцы островов Кука
Хотя, как обнаружил капитан Джеймс Кук, когда путешествовал по Гавайским островам, Таити, островам Кука и Новой Зеландии, между местными танцами существует удивительное сходство, которое, как ни странно, не распространяется на слова, которые используются для обозначения танца. Более того, эти термины даже различаются между разными островами Кука. На острове Мауке это «ори», на Аитутаки - «кони», на Атиу - «инго», на Пенрине - «инго», а на Манихики - «хупахупа». И это все, несмотря на поразительное сходство в стилях танца и игры на барабанах. Один из первых миссионеров на южных островах Кука, Уильям Уайат Гилл, отметил: «На островах основным национальным развлечением был танец. В этом необычном представлении создается впечатление, что суставы людей живут своей жизнью. Я не верю, что какой-либо европеец может двигать конечностями так, как это любят делать полинезийцы. В очень раннем возрасте матери тщательно смазывают руки детей, а затем разминают крошечные конечности, растягивая и «растрескивая» каждый сустав».
Танцы островов Кука
Однако, несмотря на то, что сегодняшний танец на островах Кука вызывает ассоциации с историей, в то время, когда сюда впервые прибыли европейцы, танцы были явно похотливыми. Гилл вежливо написал: «Я уважаю мораль местных танцев, поэтому чем меньше я скажу, тем лучше. Но танец «упаупа», представленный на Таити, действительно непристойный».
Танцы островов Кука
На островах Кука было также что-то вроде обряда «совершеннолетия», связанного с танцами. В возрасте около 14 лет молодая женщина должна была принять участие в следующем общинном танце. Что интересно, основными достоинствами полинезийской красавицы считалась полнота и чистота. Поэтому детей в хороших семьях, будь то мальчиков или девочек, регулярно откармливали и не позволяли много двигаться. В случае, если ребенок не полнел, родители могли его даже бить за то, что он не ел больше, крича при этом: «Неужели ты хочешь, чтобы мне было стыдно видеть тебя настолько стройным во время танца?». Эти танцы «совершеннолетия» неизменно происходили на открытом воздухе при свете факелов.