Индийские танцы
Помимо ранней индийской литературы, изобразительные искусства, такие как ранние скульптуры и рельефы, а также более поздние картины, предоставляют чрезвычайно ценную информацию о театре и танце. В Индии явление взаимосвязи танца и изобразительного искусства, а также других форм искусства является, пожалуй, наиболее взаимопроникающим во всем мире.
Картина индийской танцовщицы
Речь идет не только о заимствовании и обмене материалами и идеями от одного вида искусства к другому. В индийской мысли, танец, как и все искусство, является формой религиозной жертвы (яджна) . Искусство также рассматривается как форма йоги и дисциплины (садханы) . Посредством создания произведения искусства художник стремится вызвать состояние чистой радости или блаженства (ананда).
Картина индийской танцовщицы
Человеческое тело рассматривалось как один из инструментов поклонения богам, поэтому любой танец в Индии - акт вызова божественного проявления или поклонения божествам. К 200 г. н.э. все основные приемы танца, их применение в определенных ситуациях, а также система раса — передачи танцором определенных эмоций аудитории были упорядочены и изложены в трактате Натьяшастра.
Показательно, что в индийских традициях танец — духовная и телесная форма искусства, которая рассматривается как основной вид искусства и которая установила определенные рамки для других форм искусства, поскольку они также переняли теорию раса из Натьяшастры.
Танец и скульптура
Танец был настолько доминирующим в Индии, что некоторые литературные источники подчеркивают , что скульпторы и художники попросту не могли добиться успеха в своей работе без базовых знаний о танце. Натьяшастра описывает физические и драматические инструменты для пробуждения раса или эмоционального состояния, соответствующего танцу. С другой стороны, также были созданы Шилпа-шастра, руководства по живописи и скульптуре, предназначенные чтобы помочь в создании соответствующих образных представлений.Танцующий Шива
Следовательно, принципы движения, какими бы сложными они ни были, одинаковые как для танцоров, так и для скульпторов. Конечной целью этой сложной науки движений, измерений, поз, жестов и т.д. является создание раса через реально видимый объект и пробуждение состояние, в котором может быть испытано трансцендентное блаженство.
Древние статуэтки танцоров
Все три индийские религии (индуизм, буддизм и джайнизм) имеют одни и те же теоретические основы танца и изобразительного искусства. И поэтому большая часть Марги или "классической" техники танца, несмотря на все местные стилистические вариации, имеют сильное сходство во всех этих трех религиях. Следовательно, в них присутствуют общие эстетические нормы.