Ранние пионеры «современного» индийского танца и танцевальной драмы были в значительной степени заняты адаптацией индийских традиций к эстетике западной сцены, с ее сценическим декором и современным освещением. В старых же формах искусства был удален их первоначальный религиозный контекст. В это же время происходило замещение оригинального религиозно-философского содержания традиционных исполнительских искусств новыми понятиями «духовности» или «мистики». Это отражало международные тенденции, теософского мышления, очень популярные как на Западе, так и в Индии, а также стремление ко всему «восточному» и «экзотическому», согласно доминирующей во всем мире моды.
Чандалекха в собственной постановке
На практическом же уровне новые постановки создавались самими современными новаторами в области танца, которые были знакомы с западными тенденциями. Многие из них, а также многие из их последователей, работали над созданием танца-драмы. Таким образом, появились на свет многие танцевальные драмы, основанные на бхаратанатьяме, катхаке, манипури и т.д.
Чандалекха
Однако, в Индии был и художник, которая решила отклониться в сторону более современной концепции танца, - Чандралекха (1928-2006). Она родилась в Гуджарате и, после короткого периода изучения юриспруденции, начала свои исследования южноиндийских классических танцев. В итоге она сумела не только позаимствовать движения из этих танцев, но и «деконструировать» индийский танец к его истокам и создать что-то совершенно новое.
Чандалекха
Также Чандралекха отличалась тем, что всегда критически отзывалась о традиционном индийском обществе и его клише. Она провозглашала равенство, прав женщин и права человека в целом. Чандралекха в своих постановках полностью убрала религиозный контекст из индийских танцев, провозгласив, что ее искусство является просто «праздником человеческого тела2.
Чандалекха
Сегодня из-за огромных размеров страны и ее населения, невозможно получить целостное общее представление о современных тенденциях в области театра и танца в Индии. В области разговорной драмы большинство из многочисленных языковых регионов Индии имеют свои собственные традиции. То же самое имеет место и в области традиционного искусства. Многие формы, которым сегодня насчитываются уже тысячелетия, в данный момент возрождаются: серьезно изучаются и практикуются в их историческом контексте. В то же время, древние формы танцев также обеспечивают массой материала для новых творений многочисленных художников, работающих в Индии и на Западе.