Пуэрто-риканские танцы
Испанские сегидилья, фанданго и контрдансы помогли сформировать ранние фольклорные формы Пуэрто-риканского сельского «хибаро» - культуры, которая развивалась в центральных горных районах острова. На юге во второй половине XIX века в Понсе появился элегантный «данса». Данса был первым национальным жанром музыки и танца в Пуэрто-Рико, и, подобно кубинскому дансону, он был своеобразным выражением оппозиции испанскому правлению. Как уже упоминалось выше, закрытое положение пар в бальных танцах попирало испанские традиции женского целомудрия и правил приличия. Лирика к дансам часто использовалась, чтобы пробудить националистические чувства у населения.
Пуэрто-риканские танцы
Данса начинается с пасео, или медленной «прогулки» по танцполу, когда пары держатся за руки или связывают руки. В данса колониальных времен, женщины носили вееры, которыми они могли бы изящно обмахиваться во время прогулки. Также существовал целый ряд жестов, с помощью которых они передавали сообщения своему партнеру или наблюдателю. Закрытый веер, свисавший над левой рукой, означал «кто-то смотрит», веер, удерживаемый возле сердца, означал «мое сердце принадлежит тебе».
Пуэрто-риканские танцы
Вступительная музыкальная тема для пасео повторялась до тех пор, пока танцоры не завершали один круг по бальному залу. Затем музыканты начинали играть «меренге» (не путать с меренге Доминиканской Республики), под который пары принимали закрытое бальное положение и исполняли повторяющуюся партию из четырех шагов (медленно-быстро-быстро) до конца мелодии. Шаги были маленькими, а ноги танцоров скользили по полу, когда пара постепенно поворачивалась.
Пуэрто-риканские танцы
Культурная самобытность Пуэрто-Рико возникла отчасти благодаря сельскохозяйственной экономике, основанной на сахарном тростнике, кофе и табаке. Чернокожие рабочие, рабыни и свободные, которые работали на этих плантациях, создали «бомбу» в XVIII веке как основной социальный танец, который затем распространился по всему острову среди различных социальных групп.
Пуэрто-риканские танцы
Бомба напоминает кубинскую румбу. Танцоры создают круг, в который входят как минимум два барабанщика, игрок на палито (маленькие палочки), маракаисты и певцы. Бомба начинается с сольной партии, которой вторит хор, поддерживаемый музыкантами. Один танцор (или пара) входит в круг и начинает танец с пасео по внутренней окружности. Затем танцор подходит к барабанщикам и приветствует их, чтобы выразить почтение. С этого момента танцор импровизирует, «соревнуясь» с барабанщиком. Зрители добавляют свои голоса в хор и ждут своей очереди, чтобы войти в круг в качестве танцоров. Во многом бомба похожа на кубинскую «колумбию», за исключением того, что бомбу танцуют как мужчины, так и женщины.