Испанские сегидилья, фанданго и контрдансы помогли сформировать ранние фольклорные формы Пуэрто-риканского сельского «хибаро» - культуры, которая развивалась в центральных горных районах острова. На юге во второй половине XIX века в Понсе появился элегантный «данса». Данса был первым национальным жанром музыки и танца в Пуэрто-Рико, и, подобно кубинскому дансону, он был своеобразным выражением оппозиции испанскому правлению. Как уже упоминалось выше, закрытое положение пар в бальных танцах попирало испанские традиции женского целомудрия и правил приличия. Лирика к дансам часто использовалась, чтобы пробудить националистические чувства у населения.
Данса начинается с пасео, или медленной «прогулки» по танцполу, когда пары держатся за руки или связывают руки. В данса колониальных времен, женщины носили вееры, которыми они могли бы изящно обмахиваться во время прогулки. Также существовал целый ряд жестов, с помощью которых они передавали сообщения своему партнеру или наблюдателю. Закрытый веер, свисавший над левой рукой, означал «кто-то смотрит», веер, удерживаемый возле сердца, означал «мое сердце принадлежит тебе».
Вступительная музыкальная тема для пасео повторялась до тех пор, пока танцоры не завершали один круг по бальному залу. Затем музыканты начинали играть «меренге» (не путать с меренге Доминиканской Республики), под который пары принимали закрытое бальное положение и исполняли повторяющуюся партию из четырех шагов (медленно-быстро-быстро) до конца мелодии. Шаги были маленькими, а ноги танцоров скользили по полу, когда пара постепенно поворачивалась.
Культурная самобытность Пуэрто-Рико возникла отчасти благодаря сельскохозяйственной экономике, основанной на сахарном тростнике, кофе и табаке. Чернокожие рабочие, рабыни и свободные, которые работали на этих плантациях, создали «бомбу» в XVIII веке как основной социальный танец, который затем распространился по всему острову среди различных социальных групп.
Бомба напоминает кубинскую румбу. Танцоры создают круг, в который входят как минимум два барабанщика, игрок на палито (маленькие палочки), маракаисты и певцы. Бомба начинается с сольной партии, которой вторит хор, поддерживаемый музыкантами. Один танцор (или пара) входит в круг и начинает танец с пасео по внутренней окружности. Затем танцор подходит к барабанщикам и приветствует их, чтобы выразить почтение. С этого момента танцор импровизирует, «соревнуясь» с барабанщиком. Зрители добавляют свои голоса в хор и ждут своей очереди, чтобы войти в круг в качестве танцоров. Во многом бомба похожа на кубинскую «колумбию», за исключением того, что бомбу танцуют как мужчины, так и женщины.




