Балийский театр теней
На острове Бали до сих пор сохранились два театральных жанра: театр теней вайанг кулит и придворный танец-драма гамбу, которые сохранили древние индо-яванские традиции, причем в более архаичной форме, чем соответствующие формы театра на Яве. Между девятым и шестнадцатым веками Бали тесно контактировал с Восточной Явой, порой королевства воевали друг с другом, а порой налаживали мирные отношения. За эти столетия Бали перенял индо-буддийскую культуру Восточной Явы и ее различные формы театра.
Даланг - рассказчик-кукловод в балийском театре теней
Ваянг кулит, театр теней
Балийский вайанг кулит тесно связан с яванским теневым театром. Об этом свидетельствует использование названия "Ваянг кулит" (вайанг: тень или кукла; кулит: кожа) на обоих островах. Театр теней, как полагают, прибыл на Бали с Явы вместе с индийскими придворными традициями примерно в одиннадцатом веке. В это время в балийском театре было принято ставить танцевальные спектакли по "Рамаяне" и "Махабхарате" - героическим эпосам Индии. Эти же эпосы легли в основу репертуара театра теней как на Яве, так и на Бали.Сцена для ваянг кулит
Балийские и яванские кожаные куклы для ваянг кулит вырезают из кожи, причем их эстетические принципы примерно одинаковы на обоих островах: лицо куклы и ноги изображены в профиль, а торс вырезается "в анфас". Руки, которые состоят из двух отдельных частей (выше и ниже локтя), являются единственными сочлененными частями кукол. Однако, стоит отметить, что яванские и балийские куклы отличаются по стилю. Эксперты предполагают, что яванские куклы получили свою крайнюю стилизацию и символический характер от исламских королевских дворов после падения империи Маджапахит. Балийские же куклы отражают более старые традиции.
Восточнояванский храмовый барельеф с изображением танцоров
Это проявляется в том, что куклы Бали с их головными уборами, прическами, костюмами и более реалистичными чертами лица отражают стилизацию и эстетику резных барельефов храмов Маджапахит в Восточной Яве. Этот архаичный кукольный стиль сохранился в Бали, когда контакты с исламской Яаой прекратились после шестнадцатого века. Яванский вайанг кулит был разработан более в крупных масштабах и на него повлияли классические формы театра с их сложным философским и эстетическим содержанием. В балийском театре теней был сохранен ритуальный характер, а также была сохранена его роль в ракурсе передачи моральных ценностей.