Танцы древнего Ангкора
Расцвет кхмерской культуры подошел к концу в 1431 году, когда тайцы завоевали Ангкор и кхмерскую королевскую династию во второй раз. При этом практически все выдающиеся художники и танцоры были пленены и доставлены в столицу Таиланда Аюттхаю. Завоеватели по достоинству оценили танцевальные и театральные традиции, а также другие аспекты кхмерской культуры. На протяжении веков кхмерские традиции адаптировались под тайский вкус и тайский "дух". Результатом стало то, что известно сегодня, как классическая тайская культура с ее разнообразными формами театра и танца.
Танцы древнего Ангкора
В это время королевская династия кхмеров начала прозябать в нищете, тем более, что в течение последующих веков правители были постоянно вынуждены изменять месторасположение своей столицы. В середине 15-го века новая столица была основана на берегу реки Меконг, в Пномпене, но в 16-м веке столица была перенесена в Ловек, а после этого в Удонг. В 1866 году столица вновь (уже окончательно) вернулась в Пномпень.
Танцы древнего Ангкора
После того, как Камбоджа стала одним из французских протекторатов (вместе с Вьетнамом и Лаосом) в 1863 году, французские колониальные офицеры привезли планы тайского Большого дворца из Бангкока. Таким образом, Большой дворец в Пномпене был построен полностью в соответствии с тайским оригиналом. Тайское влияние уже начало сильно чувствоваться в Камбодже еще со времени завоевания Ангкора тайцами в 1431 году. После этого буддизм Тхеравады, а также некоторые художественные стили были переняты от тайцев, что можно легко увидеть в пост-ангкорской архитектуре, скульптуре и живописи.
Танцы древнего Ангкора
Перенимание тайских традиций стало глобальным процессом в девятнадцатом веке. К примеру, два полных танцевальных ансамбля были отправлены из тайского королевского двора в кхмерский королевский двор. Вплоть до Второй мировой войны Королевский балет Камбоджи исполнял свой классический репертуар на тайском языке. Камбоджийский классический репертуар сегодня также имеет сильное тайское влияние. Торжественная и масштабная танец-драма "лакхон холь" является кхмерской версией тайской "хон" - своеобразной "пантомимы в масках", изображающей сцены из Рамаяны. "Нанг ши Том" или "большие шкуры " - один из двух основных типов камбоджийского театра теней. Несмотря на некоторые различия в стиле кукол, он тесно связан с древним "Нанг Яи" - теневым театром Таиланда. Аналогичным образом, разновидности камбоджийского танца-драмы, которые называются руюнг или лакхон, в свою очередь, сильно зависят от тайской танцевальной драмы лакхон.
Танцы древнего Ангкора
Хорошо известно высказывание, что остатки древней кхмерской культуры стоит искать в Таиланде, но верно и обратное - следы тайской культуры периода Аюттхая следует искать в Камбодже. Хотя это преувеличение, в поговорке есть определенная доля правды.
Царство Аюттхая переняло ряд культурных элементов от кхмеров, в том числе придворные обряды, концепцию бога-короля и, возможно, также традиционный придворный танец и танец-драму. Камбоджа, с другой стороны, была присоединена к Таиланду и культура Аюттхая легла в основу камбоджийского буддийского искусства, а также придворного искусства.