Шествие благородных танцоров бедхайя в кратоне Джокьякарта (начало 20 века)
При яванских королевских дворцах Кратон было разработано множество торжественных придворных танцев. К ним также относятся парадные групповые танцы, в которых отражено влияние древних боевых искусств. Наиболее известными танцами подобной разновидности являются танцы бекса, разработанные в кратоне Джокьякарта. Изначально они исполнялись двумя группами солдат королевской гвардии, которые изображали батальные сцены боевого духа.
Наиболее ценными для современных историков являются придворные танцы бедхайя и серимпи. Они оба медленные и исполняются группами женщин под аккомпанемент хорового пения и музыки гамелан.
Танцоры репетируют перед выступлением в Золотом зале кратона Джокьякарта в 1980
Бедхайя
Бедхайя имеет глубокий символический или даже религиозный смысл и, как правило, осуществляется девятью танцовщицами. Этот танец в многочисленных вариациях является самым священным из всех яванских придворных танцев. Выступления и даже репетиции строго ограничены определенными местами и временем. Он, как правило, осуществляется на крупных придворных празднествах, таких как коронация или день рождения султана. Старейшей существующей формой этого танца является бедхайя кетаванг, который исполняется в честь памяти отношений Сенапати - первого султана Матарам (1584-1601) и мифической королевы Южного моря.Танец бедхайя в Джокьякарте
Бедхайя кетаванг до сих пор сохранился в Пусаке или королевском кратоне в Суракарте, а также регулярно проводится в кратоне Мангкунегара. Наряду с тремя формами бедхайя, которые достались в наследство от древнего королевства Матарам, существует несколько других композиций бедхайя, большинство из которых были созданы в период с середины восемнадцатого века до середины 20-го века. Несмотря на то, что бедхайя в основном являлась монополией кратонов и часто этот танец ставили сами султаны, менее священные формы этого танца также могли ставиться высокопоставленными чиновниками.
Обучение бедхайя в кратоне Мангкунегара, Суракарта
Бедхайя - чрезвычайно медленный и торжественный танец. Исполнители прибывали на место проведения танца упорядоченной процессией, торжественно неся перед собой подолы своих саронгов. При этом к месту исполнения танца их сопровождала величественная, почти боевая музыка.