Индийский танец как вид театрального искусства
Катхак является одним из шести основных классических танцев Индии и одним из самых динамичных видов театрального искусства в мире. Зародился танец в северных провинциях как производное от танцевальных драм древней Индии. Исторически катхак долгое время существовал при храмах. Слово Катхак происходит от «катхой», что означает «искусство рассказывать историй».
Катхак - танец для гостей
«Kathakas» - это ещё и сообщество людей, чьей наследственной профессией было развлекать публику. Посредством танцев, музыки, рассказа и искусства мимов эти сказочники древней Индии воплощали в жизнь великие писания и эпические предания древних времен, особенно великого индийского эпоса - Махабхарата и Рамаяна, а также санскритской литературы.
Катхак: как это было
Когда патронаж в Индии перешел от храмов к королевскому двору, акцент танца сместился с рассказов религиозных историй к светскому развлечению. Танец стал отождествляться с институтом, известным как «таваиф» - древним институтом женщин для проведения досуга, очень похожим на традиции гейш Японии. Это была профессия, которая требовала высоких стандартов образования, интеллекта, и самое важное, вежливости. К сожалению, когда британские силы установили свой контроль над Индией в викторианскую эпоху, этот уникальный институт был заклеймен, как простая проституция и был объявлен вне закона. Сейчас же традиции танца катхак переживают свое возрождение. Причем, нужно уточнить, что сегодня аспект повествования понижен, и танец в первую очередь представляет собой абстрактную смесь изучения ритма и движения.
Катхак: абсткактная смесь ритма и движения
Существуют три основных «гхаранас» или школы Катхак . Эти школы названы в соответствии с географическими областями, в которых они развивались. Это Джайпур, Лакнау, и Бенарес. В каждой школе есть небольшие нюансы в толковании и репертуаре.
Антология индийского танца
В чем же завораживающая красота танца Катхак? Это буквально совершенство пластичных движений рук, изгибов тела и ритмичного движения ног. Причем, в отличие от других индийских танцев, танцор катхак не сгибает колени, выставляя их вперед или в стороны. На щиколотках у танцоров катхак множество колокольчиков, чего нету ни в одном другом индийском танце. Основными мерилами искусства танца катхак являются умение танцор отбивать ногами целого ряда ритмичных звуков и комбинаций, а также прекрасное исполнение пируэтов.