Японский театр кабуки
Ни одна другая традиционная форма театра в Азии не превратилась в такой грандиозный сценический спектакль, как театр кабуки, который не теряет свою популярность уже в течение четырех веков. Кабуки сочетает в себе различные жанры музыки и танца, а его отличительной чертой является преувеличенная мимика актеров.
Японский театр кабуки
Изначально выступления кабуки проводились на улице, и он стал сенсационным жанром для своего времени. Позже кабуки переместился в так называемые чайные театры в пресловутых кварталах красных фонарей в растущих городах. В период Эдо можно прекрасно проследить в пьесах Кабуки явных эротический репертуар. Также кабуки зачастую перенимал тематику пьес с родственной формы театра — бунраку и с более старой формы театра Но.
Во время золотого века кабуки (18-19 века) чайные театры выросли в размерах, а также стала применяться более сложная техника: вращающиеся сцены, подъемники и многослойные шторы. Таким образом, кабуки стал предлагать красочные панорамы, сценические трюки, изменение формы декораций, чего не было в большинстве форм азиатского театра, в основном сосредоточенных на искусстве актера.
Японский театр кабуки
История
Если Кабуки сам по себе можно описать, как "красочный" жанр, это же в равной степени относится к его истории. Длительный процесс эволюции кабуки начался на берегу реки в Киото в 1603 году. Родоначальницей жанра стала Окуни (которая была служительницей храма Идзумо Тайся). Ее ритуальные танцы в высохшем русле реки близ Киото привлекли сотни зрителей. Вскоре Окуни начала использовать в своих выступлениях романтические и светские танцы. Прошло совсем немного времени, как женщина прославилась по всей столице и начала выступать вместе с труппой на сценах Киото.Японский театр кабуки
Ее танцы, возможно, были основаны на более ранних буддийских храмовых танцах, в то время как музыка первоначального варианта кабуки была взята из более древнего театра Но. Однако, в кабуки, в отличие от других форм театра, начал использоваться новый инструмент, трехструнный сямисэн, который вскоре стал очень модным.
Японский театр кабуки
Короткие танцевальные номера и сценки, исполняемые труппой Окуни, создавали ощущение эротизма, поскольку актрисы одевали экзотические костюмы, которые частично подражали костюмам португальских миссионеров. Этот первый вариант кабуки, как полагают некоторые исследователи, был связан с проституцией. Поэтому вовсе не удивительно, что он так стал популярен в чайных театрах кварталов. Ведь с помощью нового популярного жанра можно было предоставить клиентам новый вид развлечений, и в то же время рекламировать жриц любви на сцене.
Японский театр кабуки
Из-за большой популярности "женского кабуки" и шумихи, который этот жанр создал среди мужской аудитории, чиновники запретили "онна кабуки" в 1629 году. Это привело к созданию другого варианта театра — "вакашу кабуки или "кабуки молодых мужчин". Чайные бордели начали предлагать услуги молодых парней, что обрело популярность среди бисексуальной атмосферы "кварталов для удовольствия" и их особого стиля жизни под названием ukioyo или "изменчивого мира". Парни, исполняющие женские роли, приобрели популярность среди мужской аудитории. Но подобное продлилось недолго. В 1652 году чиновники запретили и этот вид кабуки. Тем не менее, взрослым мужчинам никто не запретил выступать на сцене, что привело к созданию нового вида театра - "яро кабуки", в котором все роли, даже женские, играли взрослые актеры мужского пола.