Вайанг вонг
Период расцвета танца и театра, который начался в кратонах Джокьякарта и Суракарта в середине восемнадцатого века, продолжался в течение следующего столетия. Это привело к появлению новых форм танцевальной драмы, связанных с вайанг вонг. Самыми известными из них являются ланген дрийя и ланген мандра ванара.
Вайанг вонг
Примерно в середине девятнадцатого века Мангкунегара V из кратона в Суракарте создал ланген дрийя — танцевальную драму, основанную на приключениях героя Дармавула. Этот цикл историй начинался с восточнояванской династии Маджапахит. Исполнялись данные постановки исключительно женщинами, а отличие от вайанг вонг. При этом сами танцовщицы полностью пели все свои диалоги.
"Танцевальная опера" ланген мандра ванара, которая по сути тоже произошла от ваянг вонг, была создана в конце девятнадцатого века принцем дануредио VII из кратона Джокьякарта. Сюжеты этих постановок базируются исключительно на основе Рамаяны, а название происходит от имени обезьяны из данного эпоса (Ванара). Обезьяны также оказали сильное влияние на технику исполнения танца в этом жанре: ланген мандра ванара исполняется в положении на корточках, а движения танцоров очень похожи на движения и жесты обезьян.
Вайанг вонг
В настоящее время, как ланген дрийя, так и ланген мандра ванара встречаются очень редко, хотя последний танец испытал своего рода возрождение в 1980-х годах, когда полная постановка была записана Radio France. С другой стороны, оригинальный вайанг вонг до сих пор популярен и активно практикуется по всей Индонезии. Более того, он считается классической танцевальной драмой Явы. Естественно, возникли новые разновидности вайанг вонг в ХХ веке, который в общем стал для Явы периодом существенных перемен в исполнительском искусстве.
Вайанг вонг
Двадцатый век
До начала ХХ века многие традиций классического танца и театра Явы были в основном привилегией королевских или султанских дворов. Танец в основном предназначался для придворных обрядов, и им обучали в основном представителей аристократии и двора. Первые годы 20-го века привели к ряду изменений, которые впоследствии назвали "демократизацией танца".Вайанг вонг
В 1918 году первое танецевальное общество (Kridha Beka Wirama) было основано в городе Джокьякарта. Здесь придворным танцам начали цчить всех, независимо от социального класса. Эта идея появилась на свет благодаря сыну султана Джокьякарты, и учителями стали лучшие танцевальные мастера кратона. Это положило начало новым обычаям, в результате которых традициям Джокьякарты начали учить в частных танцевальных обществах всех желающих, причем за символическую плату.
В настоящее время подобные общества получают часть своих доходов от выступлений для туристов. Ведущими танцевальными обществами в Джокьякарте, которые активно ставят спектакли в кратоне, являются Dalem Pujokusuman и Dalem Notopraian.