Христианские миссионеры распространяли свою веру через театр теней
В прежние времена было принято, что зрители-мужчины обычно смотрели театральные и танцевальные постановки из первых рядов зрительного зала, а женщины садились за ними, тем самым получая возможность видеть не только сцену, а и оркестр, даланга и ярких кукол. Но этот обычай канул в веках и больше не существует, по крайней мере, во время крупных публичных выступлений. Сегодня постановка отлично видна с любого места зрительного зала.
Вайанг панкасила - современные куклы
В своих многочисленных вариантах постановки вайанг кулит сегодня осуществляются на всем острове Ява в праздничные дни. Не менее регулярны традиционные постановки кратон, но театр теней по-прежнему (частично) имеет традиционный глубокий и даже сакральный смысл, поэтому зачастую как исполнение, так и просмотр спектакля может восприниматься как своего рода духовное упражнение. Тем не менее, многие также утверждают, что в последнее время ваянг кулит был слишком сильно популяризирован и, таким образом, он стал только формой развлечения.
Китайская община создала собственную версию теневого театра
Виды ваянг кулит
Устойчивая популярность вайанг кулит на протяжении веков привела к тому, что он стал базой для различных более поздних идеологий. Театр теней был использован для распространения исламской веры, а западные миссионеры также начали распространять христианскую веру посредством яванских кукол. В середине 1950-х годов возникли натуралистические куклы вайанг панкасила (панкасила - учение о духовных основах Индонезийской республики), которые использовались в постановках об истории Индонезии и независимости этого народа.Сцена из ваянг бебер
Китайская диаспора на Яве также разработала своих собственных теневых кукол, в которых сочетались яванские и китайские черты. Также существует много форм драмы, связанных с ваянг кулит. Из них наиболее архаичным является вайанг бебер, который в настоящее время практически исчез. Еще одной редкой формой является вайанг клитик, созданный на основе исламского цикла Дамар Вулан. Это исполнялся без экранов или ширм при помощи плоских деревянных кукол.
Сценка из ваянг голек
Ваянг Голек
Ваянг Голек - еще одна популярная форма кукольного театра в Индонезии, которая, по преданиям, была изобретена яванским мусульманским правителем в конце шестнадцатого века. Его основной репертуар связан с циклом Менак, в котором повествуется о мусульманском герое Амире Хамза. Местные варианты вайанг голек параллельно развивались в различных частях Явы, но самые сильные традиции данного стиля наблюдались на Западной Яве.В Ваянг Голек используется набор из 60-70 кукол, которые не всегда изображают конкретных персонажей, но скорее их определенные черты. Таким образом, в этом стиле куклы являются взаимозаменяемыми.
Хотя вайанг голек можно встретить по всей Индонезии, вайанг кулит по-прежнему является наиболее популярной формой яванского кукольного театра.