Танец и театр в истории Японии (Бунраку, симбиоз кукольного театра, танца и музыки — часть 4)
| Народные танцыЯпонский кукольный театр бунраку
Несмотря на то, что анимированные куклы, без сомнения, являются главной фишкой бунраку, многие из японских зрителей в первую очередь сосредотачивают свое внимание на gidayu - рассказчике, который вместе с игроком на сямисэне сидит на небольшой площадке с правой стороны от сцены.
Японский кукольный театр бунраку
Вокальный диапазон рассказчика gidayu просто потрясает воображение. Помимо того, что gidayu рассказывает основную историю, он также озвучивает все диалоги и пение марионеточных персонажей. При этом его голос меняется от глубокого баса до "загробного" шепота или яростных выкриков.
Методику разговорной речи в бунраку можно разделить на три стиля. Kotoba — это разговоры и диалоги. Ji — пение, перемежаемое игрой на сямисэне, а fushi - эмоционально насыщенные песни, под ненавязчивую тихую мелодию сямисэн.
Японский кукольный театр бунраку
Овладение искусством повествования gidayu занимает десятилетия напряженной работы, и только опытный мастер позволяет себе делать небольшие изменения в ходе повествовании, которые строго подчиняются вековым традициям. Для многих людей бунраку, это не просто театр, а его рассказчик. Поэтому вовсе не удивительно, что он, как правило, получает самые восторженные аплодисменты от зрителей.
Музыка
Искусство повествования gidayu в театре бунраку органически связано с сопровождением на сямисэн. Подобно тому, как совместная работа трех кукловодов создает впечатление того, что марионетки живые, сотрудничество рассказчика и игрока на сямисэн способствует тому, что обычный текст становится выразительной драмой.Японский кукольный театр бунраку
Сямисэн, трехструнный инструмент, на котором играют большим костяным медиатором, традиционны использовался в течение многих веков. Он использовался не только в бунраку, но и в театре кабуки, а также в музыкальных формах, популярных в домах гейш.
Сцена
Сцена для бунраку - довольно сложная конструкция. Фактическое рабочее пространство для кукловодов находится на метр ниже, чем сцена. Это позволяет кукловодам управлять марионетками на нужной высоте для аудитории.Японский кукольный театр бунраку
Рядом с главной сценой, по правой стороне от аудитории, стоит меньшая платформа, на которой сидят рассказчики вместе с игроками на сямисэн. Она оснащена вращающимся полом.