Индийско-персидский танец катхак
Современная форма танца катхак является плодом слияния местных индийских традиций с исламской культурой в северных районах Индии в золотой век династии Моголов (с 16 века до начала 18 века).
Индийско-персидский танец катхак
Многие элементы катхака, такие, как стихи, изображающие индуистскую мифологию и разделение танцев на чистые танцы нртта и мимические секции абхинайя, проистекают из более старых местных индуистских традиций. Тем не менее, эстетика катхака, а также некоторые из его технических аспектов, которые характеризуются линейными позами и пируэтами, четко отражают исламские влияния, которые в значительной степени пришли из Персии.
Индийско-персидский танец катхак
История
Сохранившиеся скульптурные данные свидетельствуют о том, что до прихода ислама в северных районах Индии также были свои собственные танцы в стиле ласья, более или менее связанные с традициями древнеиндийского трактата по театральному искусству и теории драмы и музыки "Натьяшастра". Однако, они утратили свою популярность во время постепенной исламизации северной Индии, процесса, который начался еще в 9-м веке нашей эры.Корни катхака, кажется, лежат в повествующих традициях древней северной Индии, которые осуществлялись странниками-сказочниками, известными как катхаки. Они разработали свое искусство повествования посредством танцевальных поз, жестов и мимики. Другим источником могут быть храмовые танцы в исполнении северных храмовых танцовщиц девадаси.
Индийско-персидский танец катхак
Хотя ислам, в принципе, имеет негативное отношение к танцу, исламские правители были поклонниками многих аспектов индийской культуры. Таким образом, северная индийская традиция повествования и танцев была адаптированы в соответствии со вкусами правителей и знати малой династии Моголов. Одновременно катхак также практиковался при дворах небольших княжеств Раджастхана.
Стихи катхака, которые соответствуют технике абхинайя, до сих пор изображают эпизоды из индуистской мифологии в чистом духе бхакти (служения богам). На самом деле, катхак был разработан бок о бок с "раслила" — североиндийскими постановками странников, посвященными Господу Кришне. Оба жанра находились глубоко под влиянием движения Вишну бхакти. В раслила катхак был перенят в качестве танцевальной техники, в то время как катхак заимствовал темы Кришна-Бхакти из раслила.
Индийско-персидский танец катхак
В контексте суда Моголов, с его неиндуистской аудиторией, катхак, однако, утратил свое прямое религиозное значение. Вместо преданности Богу в качестве основного элемента танца новая аудитория начала ценить виртуозность, что и по сей день является доминирующей характеристикой катхака.
Сегодня североиндийские картины-миниатюры (книжные иллюстрации) служат в качестве важного источника для понимания эволюции катхака. Картины ясно показывают, например, развитие костюмов катхака, а также различные комбинации инструментов, используемые для его сопровождения.